четверг, 29 января 2015 г.

Петербуржцы, переехавшие в Финляндию


Валерия Гряда

29 лет, дизайнер, координатор экспериментальных учебных пространств в Университете Аалто
  
Год переезда в Финляндию
2008
Чем занималась до переезда
Училась в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии
имени А. Л. Штиглица по специальности
«Интерьеры и оборудование». Работала в крупном архитектурном бюро (одна из работ — дизайн пассажирского терминала «Морской фасад» на Васильевском острове)


«Мне хотелось получить магистерское образование в Европе. Я выбрала Хельсинки, потому что программ Spatial Design уровня MA на английском языке в Европе не так много, а бесплатных — тем более. Но я совсем не планировала оставаться жить в Финляндии, думала, что быстро отучусь и вернусь в Петербург. 
Я выбрала University of Art and Design. Но когда приехала Хельсинки, выяснилось, что мой университет объединился с парой других ведущих вузов страны и стал называться Aalto University. Это позволило мне брать курсы не только из своей программы, но и из других, не относящихся к моей специальности. В итоге обучение растянулось с двух до четырех лет. Я начала изучать экономику, менеджмент и в итоге получила диплом по двум специальностям: Spatial Design и International Design Business Management.
На одном из курсов мы с другими студентами целый год разрабатывали концепцию учебного центра для Университета Аалто. В дальнейшем нам предложили воплотить в жизнь пилотный проект — Aalto Hub Töölö. Он оказался невероятно успешным, и чуть ли не на следующий день после завершения учёбы мои нынешние работодатели позвали меня развивать его дальше.  К тому времени я чуть не продала всю свою мебель, потому что готовилась возвращаться в Петербург. Хорошо, что сделка сорвалась! Сейчас в мои обязанности входит планирование учебных пространств в различных кампусах университета, разбросанных по городу. Выяснилось, кстати, что финские рабочие реалии сильно напоминают российские, что меня удивило». 



  

Ольга Шишкина

28 лет, музыкант, сотрудник Koistinen Kantele
  
Год переезда в Финляндию
2008
Чем занималась до переезда
Училась в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по классу гуслей, также занималась дирижированием, фортепиано, органом

Петербуржцы, переехавшие в Финляндию . Изображение №2.


«Идея освоить финский национальный инструмент кантеле появилась много лет назад, когда я впервые услышала его на фестивале многострунных инструментов в Латвии. После окончания Петербургской Консерватории по специальности гусли я решила поступать в магистратуру Академии Сибелиуса. Там мне дали возможность освоить инструмент, на котором я раньше не играла. Это было сложно, потому что пришлось пройти как бакалавриат, так и магистратуру.
Во время обучения я заинтересовалась джазом, поэтому вторым инструментом выбрала джазовый рояль. В 2011 году в качестве дипломного проекта вместе с известным финским гитаристом Тимо Кямяряйнен мы сыграли концерт, состоящий из джазовых стандартов и музыки знаменитого джазового пианиста Чик Кориа. В Финляндии подобная программа звучала впервые. Раньше на кантеле в основном исполняли только традиционную, классическую или же современную музыку.
В России для меня как для музыканта возможности выглядели достаточно традиционно: либо играть в оркестре русских народных инструментов, либо преподавать. Об артистической карьере речи не шло: гусли, как и кантеле, инструменты редкие, это не скрипка, не рояль, не виолончель. В Финляндии яработаю над джаз-фьюжн проектом, где впервые за историю музыки электрокантеле объединяется с трубой, пишу музыку к спектаклю для European Theatre Collective, вместе со студентами Академии Сибелиуса исполняю прогрок, сотрудничаю с одним из ведущих барочных флейтистов России Александром Кискачи. В нашем дуэте флейта объединяется с хроматическими гуслями — забытым инструментом и фаворитом русской придворной жизни XVIII–XIX веков.
Кроме этого я работаю в компании Koistinen Kantele, лидирующей по изготовлению кантеле в Финляндии. Около месяца назад мы заключили контракт с Rovio, знаменитыми создателями платформенной игры Angry Birds. Теперь пятиструнное кантеле, финский традиционный инструмент, доступен для продажи по всему миру.



  

Петербуржцы, переехавшие в Финляндию . Изображение №3.

Ирина Моисеенко

30 лет, финансовый сотрудник в компании
по разработке игр Rovio
  
Год переезда в Финляндию
2004
Чем занималась до переезда
Закончила Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича по специальности «телекоммуникации» и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет по специальности «экономика».


«Ещё учась в российском университете я решила подать заявку в Лаппеэнрантский технологический университет на специальность „информационные технологии“. Изначально я планировала отучиться и вернуться домой. Пока училась, сильно скучала по родным, меня часто навещали мама с сестрой и друзья. 
Потом как-то случайно, уже в конце учёбы, когда все курсы были пройдены и осталось только написать диплом, мы с подружкой решили попробовать найти работу в Финляндию. И так вышло, что нас сразу же позвали на интервью в Хельсинки. Подруга прошла в Digital Chocolate, а я в Rovio, и мы переехали. 
Когда я начинала работать в Rovio, это была малоизвестная компания. Меня взяли на стартовую позицию — тестером. Нас тогда было около 30 человек, и мы занимались разработкой игр на языке Java для старых моделей телефонов с маленькими экранчиками. Потом я занималась маркетингом, а сейчас и вовсе работаю в финансовой сфере. Компания пережила перерождение и в какой-то момент нас осталось всего 10 человек. Но на сегодняшний день у нас 808 сотрудников и офисы по всему миру».



  

 Андрей Моисеенко

30 лет, работает в Nokia / Microsoft 
  
Год переезда в Финляндию
2008
Чем занимался до переезда
В Петербурге учился в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций
им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургском государственном политехническом университете
и в Санкт-Петербургском государственном университете по специальностям «телекоммуникации», «экономика» и «менеджмент». Закончил магистратуру по программе Communications Engeneering в Техническом университете Мюнхена. 

Петербуржцы, переехавшие в Финляндию . Изображение №4.


«По возвращении из Мюнхена я поступил на программу, где часть обучения проводилась в Санкт-Петербурге, часть — в Лаппеэнранте, на юге Финляндии. Ещё будучи студентом нашёл работу в Nokia и год совмещал. Хотя изначально я переехал в Финляндию потому, что здесь жила Ирина, моя будущая жена.
В Финляндии достаточно работы в сфере IT, и хороший специалист всегда найдёт здесь работу. Под хорошим я подразумеваю специалиста какой-то узкой области, который говорит по-английски. Финский и шведский не обязательны. Рабочие места в конце концов можно создать самому: когда то подразделение компании Nokia, где я работал MeeGo, упразднили, многие коллеги открыли своё дело. Такие свежие финские примеры, как Jolla и Supercell, доказывают, что тут можно заниматься тем, чем хочется, и находить на это финансирование. 
В Финляндии всё очень просто с точки зрения бюрократии, особенно по сравнению с Петербургом. В отношениях между людьми тоже всё очень просто, хотя эта простота имеет как положительную, так и отрицательную сторону». 



  

Петербуржцы, переехавшие в Финляндию . Изображение №5.

Саша Казанцев

26 лет, дизайнер в KoruLab, студент программы
New Media в Университете Аалто
  
Год переезда в Финляндию
2010
Чем занимался до переезда
Учился в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете на факультете технической кибернетики, был вольным слушателем в Смольном институте на программе Art & Curating. Одновременно занимался собственными творческими проектами, в основном в жанре фотографии. 


«Я понял, в России гомосексуалисту жить довольно сложно. Мне не хотелось растрачивать себя на борьбу за свои права, а хотелось нормальной адекватной жизни — когда ориентация не влияет на работу, карьеру и социальное окружение. 
По сути мне было всё равно, куда ехать. В Финляндии адекватный уровень либерализации и соблюдаются права человека — это меня устраивало. 
Мы с молодым человеком переехали в Лаппеэнранту, где я начал посещать занятия в местном университете. Когда я пришёл учиться, у меня даже имени не спросили, только уточнили, что хочу изучать. Выдали ключи от всех помещений и сказали, что счёт как-нибудь потом пришлют. Я был поражён простотой процесса. Мне можно было пользоваться всеми камерами и любой другой техникой, бронировать студии для фотосъёмок. Там я смог выучиться всему, чему хотел, от карандашного рисунка до видеосъёмки и монтажа. А в конце концов даже освоил ювелирное дело. 
В Хельсинки перебрался в прошлом году, потому что начал учиться в Университете Аалто на New Media. Там же и нашёл свою работу: прямо во время занятия написал лектору, попросил его взглянуть на мои проекты и спросил, есть ли вакансия для меня. Сразу после лекции меня пригласили на интервью. Сначала я прошёл месячную стажировку, рисовал интерфейсы, а потом меня взяли насовсем. 
Я с радостью плачу налоги — это логично, потому что образование бесплатно. Я бы платил их, даже если бы они были выше. С радостью плачу за общественный транспорт, потому что он работает исправно.
Было бы логично вернуться в Россию, чтобы применить все навыки и знания. Того, например, как люди влияют на государственную систему. Не нужно выходить на Красную площадь, чтобы что-то менять, достаточно убраться у себя во дворе, а потом добиться, чтобы тарифы на уборку снизили.



Фотографии: Filippo Zambon
Текст: Богдана Гамбург

Комментариев нет:

Отправить комментарий