пятница, 30 января 2015 г.

Мысли о Британии

Ровно пятнадцать лет назад произошло политическое событие, которое сильно повлияло на мою жизнь. 31 декабря 1999 года Ельцин отрекся от престола и назначил приемника. В тот день я готовился встретить Новый год в Египте и решил для себя, что сделаю все, чтобы не жить в России, благо мне было что делать в Лондоне.
С того времени меня так часто спрашивают бывшие соотечественники о ностальгии, и я живу в ожидании, когда на меня найдет тоска по подмосковным вечерам и сибирским пельменям. Но при этом, за разговорами в пабе не просто разобрать все по полочкам, поэтому я попытаюсь ответить на основные вопросы здесь. Посмотрим, что получится..
Итак, вот основные причины, из-за которых я не только не страдаю ностальгией, но искренне считаю, что решение переехать в Англию, сознательно принятое мною в конце девяностых, а также последующие решения не возвращаться в Москву, когда для этого были возможности, полностью себя оправдало.

1. Британские ценности
Когда читаешь презентацию или годовой отчет о деятельности какой-нибудь большой компании, как правило на одной из первых страниц можно увидеть описание ценностей, которым следует эта компания. Иногда эти ценности звучат вполне искренне, но чаще они кажутся немного (а иногда и чрезмерно) натянутыми, так, что трудно отреагировать на них без достаточной доли скептицизма и цинизма.
В то же время, ценности страны приходится нащупывать каждый день, собирая их по ниточке из собственных ощущений и наблюдений за страной и её жителями.
Первая ценность по моему восприятию - это острое чувство справедливости, которым пронизан каждый британец. Важно заметить, что несправедливости и здесь хватает, но реакция на любое её проявление - то, что отличает местных британцев от россиян, которые то ли привыкли к ней, то ли борются с ней на русский манер, граничащий с мазохизмом.
Мне возразят, упомянув работорговлю, колониальные войны и иракскую войну, да и еще сотню-другую других неприглядных эпизодов английской истории. Я же возражу, что то, что ценности не всегда соблюдаются, еще не значит, что их нет.
А самое главное, важна не столько точка, где находится страна, сколько вектор её развития. Достаточно вспомнить, какой уровень расизма испытывали в пятидесятых первые послевоенные иммигранты из Африки и Вест-Индии или случай со Стивеном Лоренсом в девяностых, после которого Лондонская полиция была признана расистской на институциональном уровне, и сравнить с успехом выходцев из Африки и Вест-Индии в абсолютно всех секторах общества в новом столетии. Даже следующий после Дэниела Крейга Джеймс Бонд, говорят, будет черным. Если это действительно так, я не дождусь увидеть в этой роли замечательного Идриса Элбу, известного по телесериалу "Лютер".
Вторая ценность - уважение. Я имею в виду уважение к старикам, детям, инвалидам, меньшинствам. И общий уровень толерантности, проявляемый в обществе.
Интересно наблюдать за спорами лютых противников, взять хотя бы пример британского парламента. В Вестминстере не стесняются в выражениях и не боятся говорить друг другу гадости в лицо (хотя за спиной тоже можно много чего услышать).
Но при этом, политические противники находят в себе достаточно достоинства не махать после драки кулаками и не переводить дело на личности. Говорят, что ярые политические противники "Boy George" Osborn и "Red Ed" Balls прекрасно дружат за кружкой пива в вестминстерском пабе. "Ничего личного" - фраза многим может показаться обидной или в очередной раз доказывающей чопорность и двуличность британцев. Мне же кажется, что россиянам не прочь было бы перенять хотя бы часть этой британской традиции.
Понятие о чести также является британской ценностью, которая даже иногда зашкаливает. Если взять причины отставки некоторых чиновников, то в первопрестольной на такие вещи в лучшем случае пожмут плечами или вздохнут, в худшем - ухмылятся или вовсе не заметят. Приведу один лишь пример: одна важная дама из теневого кабинета подала в отставку за фотографию не очень богато выглядящего дома с пресловутым белым фургоном у входа в её твиттере. Считается, что класс водителей белых грузовиков (т.е. класс условных сантехников) - это костяк электората и ни одна партия не может его игнорировать. А сфотографировав этот дом в одном из избирательных округов во время кампании, госпожа бывший теневой министр обидела важных избирателей и проявила неуважение.
Не могу также не поделиться тем, что бросилось в глаза моему другу, когда я взял его с собой в нашу местную церковь. Во время службы, там молились за Ее Величество, правительство и оппозицию. За всех усопших и больных. А также за всех задетых конфликтом на Востоке Украины. Не знаю, о чем молятся в православных церквях, но для моего друга это стало открытием.
Наконец, последняя ценность, которую я считаю нельзя забывать - это эксцентричность. Британия не была бы той страной, которой она стала, если бы эта не просто черта характера, но и целая (пусть не всегда признаваемая и не легко опознаваемая ценность). Иногда, ценность эта приводит к неприятным результатам (пример Джимми Сэвила не очень играет в пользу эксцентричности), но всё же без нее никуда не деться.
Итак, навскидку, у меня получилась система британских ценностей из четверки справедливость - уважение - честь - эксцентричность. Совсем прям как Liberté, égalité, fraternité, только в отличие французских прокламаций, британские ценности, также, как и конституция, не писаны, а потому наверное более личны и тонки.
В то же время, коль мы сравниваем Британию с Россией, осмелюсь предположить, что в последней до сих пор нет четких ценностей (водка - самовар - смекалка - авось не в счёт). И более того, мне кажется, что пока мы не покаемся как общество за зверства предыдущих режимов, не захороним Ленина и не найдем способы мирного сосуществования условных либералов и консерваторов и других слоев населения, мы вряд ли сможем нащупать свои ценности и начать развивать их.
2. Британский юмор
Мой старый друг спросил меня недавно, чувствую ли я себя в первую очередь русским или англичанином. С одной стороны, ответ предельно прост: я не могу не быть русским, и в то же время, англичанином я стать никогда по определению тоже не смогу. Но если заменить "англичанин" на "британец" или "русский британец", то все не так однозначно. С одной стороны, я прожил в Москве больше половины своей биологической жизни. С другой, в Лондоне я прожил две трети сознательной.
И тут, как мне кажется, я нашел способ решить эту дилемму: мне кажется, что лучшим образом человека характеризует то, над какими шутками смеется он и кто смеется над его шутками.
Поэтому, когда я рассуждаю о преимуществах жизни в Англии, я не могу не вспомнить английский юмор, который, на мой взгляд, самый юморной юмор в мире (или по крайней мере той его части, с которой я знаком).
3. Английский язык
Мы много наслышаны о богатстве русского языка. В то же время надо быть абсолютно необъективным, чтобы не признать богатство английского. Английский появивился в результате многовекового заимствования и ставший смесью латыни, кельтского, скандинавских, германских и других языков. В нем множество тонкостей и он язык синонимов. Но самое главное, английский - это язык универсальный, который лучше всего подходит как для делового общения (попробуйте заниматься каким-нибудь динамичным бизнесом на итальянском или французском), так и для неформальных смс.
4. Британская пресса
Я однажды сидел в самолете рядом с учительницей английского, которая летела на Рождество домой в Брэдфорд из Самары. Я читал FT и каждый раз, когда я листал розовые страницы, я чувствовал, что учительнице как-то не по себе. Наконец, она ко мне обратилась с одним вопросом-утверждением: "как Вы можете это читать?! Там же абсолютно нет ничего интересного!". И, прочитав от корки до корки Daily Mail, учительница передала её мне, наказав, что вот, дескать, она, правда-матка.
Много лет спустя, садясь в самолет я непременно беру сегодняшние FT и Daily Mail (хотя предпочитаю раньше называемые broadsheets) и читаю последние от корки до корки. У британской прессы есть черная сторона, выражаемая в погоне за сенсациями, кампаниями за или против чего-то с кульминацией в преднамеренной подставе знаменитостей "поддельным шейком" и реальных сроках за прослушку телефонов, которые получил недавно бывший советник Дэвида Кэмерона.
Но всё равно, общий уровень как печатной прессы, так и телевидения, находится на очень высоком уровне, а влияние их на общественную и политическую жизнь трудно переоценить.
5. Искусство приуменьшения
В декабре этого года я оказался в хорошей русской компании в одном грузинском ресторане Лондона. Зашел разговор о лыжах и меня спросили, хорошо ли я катаюсь, на что я ответил, что "так себе". Мой собеседник ударился в рассказ о том, какой классный из него лыжник, который я не без интереса выслушал. А когда я при расставании высказал надежду на то, что мы встретимся в горах, он уверенно парировал: "с вами (т.е. чайниками - прим.) - вряд ли". Мне показалось, что это очень хорошо охарактеризовало разницу поведения. В Британии искусство приуменьшения доведено в такую степень, что иностранцам часто бывает просто трудно понять, что британцы имеют в виду. Но мне оно нравится.
Также, когда мы сравниваем поведение британцев и русских за границей, а также поведение британских и российских лидеров, мне бросается в глаза отсутсвие комплекса неполноценности у первых. Тогда как величие страны узаконено в её названии ("Великая" Британия), отпадает необходимость искать надуманные признаки своего величия.
6. Разрешение конфликтов
Очень интересна разница в поведении в конфликтных ситуациях французов и англичан. Во Франции, если ты спокоен и взвешен, то ты фактически расписываешься в своей неправоте, правый - тот, кто громче кричит. Здесь все наоборот: как только ты переступаешь черту приличия, начинаешь ругаться и грубить, шансы на разрешение конфликта в твою пользу значительно уменьшаются. Я специально проводил эксперименты каждого подхода к бытовым проблемам и получал всегда однозначно подтверждающие эту теорию результаты.
7. Четкие правила при ограниченности бюрократии
По сравнению с Россией, в Британии практически нет бюрократии. Большинство необходимых для жизни вещей, требующих участия гос органов, делается по телефону, интернету и почте. Например, единственное место, куда надо сходить для получения паспорта - фотограф. Все остальное (заполнение анкет, получение самого паспорта) - вы сделаете по почте.
8. Инфраструктура и погода
В Лондоне в принципе все работает и тут удобно жить, а климат умеренный без особых катаклизмов. Конечно, Британия - не Швейцария, но всё же она значительно удобнее других знакомых мне стран.
Наконец, здесь абсолютно бесплатная и хорошая медицина, как бы не ругали её лейбористы.
9. Пресловутая английская вежливость
К вежливости здесь так привыкаешь, что я вот про нее совсем забыл и упоминаю о ней в догонку. Это касается и поведения в очередях, где не принято вклиниваться, на улице, где надо извиниться, если кто-то вас задел, и на дорогах, где все только и наровят вас пропустить.
На этом, у меня заканчиваются мысли и чернила. В следующий раз, я поговорю о том, что здесь плохо, но это уже в новом году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий