- Фото предоставлено автором
Владимир Басков, 21 год
Макао, Шанхай, Гонконг
Я живу в Азии уже пять лет, из них три года в Гонконге. Я не сразу приехал в Гонконг: окончив школу в Москве, я поехал в Макао. Потом отправился в Шанхай и год учил язык в одном из крупнейших национальных университетов Китая. Параллельно я подавал документы в Гонконгский университет, где учусь сейчас. Таким образом, за эти три года я успел сменить три университета: Макао, Шанхая и Гонконга.
Идея уехать в Азию возникла совершенно случайно. Я по натуре склонен к авантюрам — идея об обучении в стране, про которую я раньше ничего не слышал, тоже была авантюрой. Возникла она за год до окончания школы.
Я учился во многих школах. Наверное, большее количество времени — в Новокосино, в районной школе №1200. В 10-м классе я учился в лицее 1535, а 11-й класс закончил экстерном. В лицей было долго ездить, и я посчитал, что будет правильным уделить больше времени подготовке к экзаменам. Я тогда собирался поступать в университет в Москве, готовился к ЕГЭ и хорошо сдал его. Идея с поездкой в Китай случайно возникла незадолго до этого. Товарищ нашей семьи, человек, который долгое время жил и работал в Китае, спросил о моих планах на будущее. Я сказал, что пока не знаю, чем я хочу заниматься и кем быть. Он посоветовал: «Если ты не можешь определиться, езжай в Китай — хуже не будет».
Они сказали: конечно, сынок, давай. Но уже потом сами признавали, что не очень верили, что я улечу. На то, чтобы определиться, списаться с университетами, добиться того, чтобы меня взяли в один из них, и улететь, у меня ушло три месяца. Окончательно мама поверила в происходящее, когда я уже стоял в аэропорту и махал им с паспортного контроля. Я единственный ребенок в семье.
Мне кажется, что они уже считали меня самостоятельным человеком. После 9-го класса я поступил в лицей №1535. Я сам забрал документы из школы, хотя они не имели права мне их отдавать. Сам поменял школу. Поэтому у родителей была довольно высокая степень доверия ко мне. Кроме того, они доверяли мнению человека, который порекомендовал мне уехать в Китай.
Его тоже посоветовал этот товарищ. До меня там не было русскоговорящих студентов, и интересно было быть первым. Это довольно маленький университет — филиал Португальского католического университета Св. Иосифа (University of Saint Joseph). Обучение вместе с квартирой стоит приблизительно 5000 евро в год.
Вообще, выбор был между Макао, Гонконгом и Сингапуром. Душа у меня лежала к мегаполису, но тот знакомый настоял на Макао, так как это безопасный маленький город, а для меня это первый опыт самостоятельной жизни за границей. Ректор ко мне прекрасно относился, его жена взяла надо мной шефство, опекала меня, потому что я был самым молодым студентом. В год, когда я учился, в Макао открылся русский центр фонда «Русский мир», и я начал в нем работать. Сначала занимался мелкой канцелярской работой, а потом стал преподавать русский язык местным ребятишкам.
На английском.
Я учился на управлении.
Я прислал сертификаты ЕГЭ. Университет к ним отнесся с некоторым недоверием — как я уже говорил, до меня студентов из России там не было. Потом было интервью по скайпу, доверие возникло, и меня пригласили приехать. Я добился, чтобы сначала мне прислали документы с подтверждением поступления, и когда их прислали, купил билет.
Я был готов к тому, что лечу в регион, о котором знал довольно мало. Но Макао очень маленький город, и мне было легко к нему адаптироваться. Через некоторое время я, конечно, заскучал, несмотря на то что усиленно учился и работал. Я очень часто ездил в Гонконг. Там у меня появились друзья, а в Макао их не было.
Я стал ходить в православный храм и подружился с семьей русского священника. Его дети — мои ровесники. Они были гидами, которые меня посвятили в культуру местных экспатов. Я привык к Гонконгу, влюбился в этот город, и моей единственной целью было перевестись в университет сюда. Эта цель была достигнута, но по истечении полутора лет.
Про Макао больше нечего рассказать — там ничего не происходило. Я жил в университетской квартире. Просыпался, шел на учебу, после учебы — в Русский центр, потом домой — делал домашние задания и ложился спать. Реализовать себя в Макао было невозможно — это мне удалось в Гонконге.
Для меня Макао был своего рода инкубатором. Там я понял, что способен самостоятельно жить, учиться и развиваться. В Макао мне не очень нравилась жизнь в Азии — мне просто было скучно. Каждые полгода я ездил в Москву на каникулы.
После Макао я поехал на год в Шанхай — там у меня появились друзья, но все равно самое интересное началось, когда я переехал в Гонконг. Я знал город, знал места, которые мне нравятся, и Гонконг мне помог самореализоваться. Я не был в Москве уже два года, потому что не хочется. Я не могу заниматься там вещами, которыми занимаюсь здесь.
Мне нравятся экстремальные виды спорта. Я освоил кайт-серфинг, просто серфинг. Здесь очень красивая природа, невероятные виды. Гонконг — очень приспособленный для жизни город. Здесь через все горы проложены тропинки, так называемые хайкинговые трейлы. Тут можно найти людей с абсолютно разными интересами, из разных стран, разного происхождения. Это настоящий мультикультурный город. Здесь много иностранцев и много китайцев с разными хобби, и с ними легко найти общие интересы, легко подружиться. Например, с моим самым близким другом-китайцем мы играем в регби. Недавно я был свидетелем у него на свадьбе. Другой друг — мой бывший инструктор по кайт-серфингу.
Она ощущается, если дело касается каких-то кризисных моментов. Например, политических. Особенно с друзьями из западных стран — Штатов, Канады, Англии. Из насущных примеров это Крым. Они обязательно поднимут эту тему и спросят мое мнение о действиях России в Крыму. Я не люблю спорить на политические темы, хотя мне очень интересна политика, потому что невозможно никого переубедить. Когда точка зрения у западного человека сформировалась, переубедить его практически невозможно. На твои разумные доводы он будет отвечать шаблонными фразами.
У западного человека развито стереотипное мнение. Например, что все русские выпивают. Или что Россия — это тоталитарная страна. На мой взгляд, это последствия холодной войны. Я не считаю, что Россия — тоталитарная страна. У нас есть бюрократические проблемы, проблемы с коррупцией, но это нельзя назвать тоталитарным или авторитарным строем. Легко зацикливаться на негативных примерах и строить на них свое мировоззрение.
Китайцы очень осторожные — они живут по фэншуй, и вся культура построена на идее о том, что не должно быть острых углов. Все должно быть гладко и обтекаемо. Кроме того, им наша политика скорее неинтересна. Их интересы — здесь, в Азии, и они готовы обсуждать политический строй в Сингапуре.
Я учусь в гонконгском City University. Это не самый престижный университет Гонконга, но он имеет довольно хорошую репутацию. В международном рейтинге он занимает какое-то место вроде 90-го. МГУ в том же рейтинге на 156-м месте. Я получаю в этом университете степень бакалавра по специальности «азиатские международные исследования». Изучаю политику, макроэкономику, социологию и культуру региона. Это мой последний год, и, так как я хотел бы работать в бизнесе, я беру довольно много бизнес-предметов. Я пытаюсь сочетать регионоведческие предметы с основами маркетинга, менеджмента, бизнеса и глобализации. Это довольно интересный микс, учитывая, что азиатская экономика растет.
В общежитии. Кампус отвечает всем стандартам XXI века, при университете есть огромная библиотека, все компьютеризировано, каждая лекционная или маленькая классная комната оснащены проекторами. Так что учиться очень приятно и удобно. Гонконг не жалеет средств на образование.
Если посмотреть на мировые рейтинги, Япония, Сингапур, Гонконг движутся вверх по качеству образования. И это чувствуется на каждой лекции, на каждом занятии. Преподаватели не просто скучно читают лекцию: они все чаще стараются вести дискуссию, даже если это аудитория на 300 студентов. Они пытаются найти контакт и добиться того, чтобы студенты участвовали в своем образовании. В моем университете это называется discovery in rich curriculum. То есть студентам предоставляется возможность сделать какое-то открытие во время учебы. Они пытаются применить свои знания в анализе и практическом исследовании. Сейчас я закачиваю учебу, мне осталось сдать три экзамена, и это интервью — своего рода подведение итогов.
Я хочу закончить учебу и найти работу. Возможно, потом я вернусь к учебе. Мне интересно остаться в Азии, но, если в ходе карьеры у меня будет возможность или необходимость уехать куда-то еще, я с удовольствием это сделаю.
Я считаю, что способен найти работу. Прошлым летом я работал в Гонконге в одной бизнес-структуре, и, исходя из этого опыта и моего образования, у меня не должно быть проблем с работой. Вопрос в том, получится ли у меня сделать карьеру.
Мне интересны два направления. То, что я делал прошлым летом, было связано с бизнес-консалтингом — я занимался развитием двух стартапов. Также мне интересна финансовая деятельность, но мое образование не способствует работе в этой сфере. Но я считаю, тут все зависит от индивидуальных качеств, так что этот вариант я тоже рассматриваю.
Я стал очень самоуверенным. Родители оплачивают учебу, но я сам стал зарабатывать на остальные расходы. Эта все большая независимость позволила мне надеяться на себя. Я понимаю, что, кроме меня самого, мне никто не поможет. Я научился спокойно относиться к поражениям. Если бы я остался в Москве, то жил бы с мамой и папой, которые обо мне очень сильно заботятся. Но я просто плыл бы по течению, окруженный любовью и заботой. Здесь же я совершенно самостоятелен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий