среда, 5 августа 2015 г.

Швеция: опыт аренды квартиры, стоматология и др.

автор
Как мы сняли постоянную квартиру в Стокгольме на год
 
31 июля нам нужно было освободить старую квартиру. Поиск новой мы начали за полтора месяца — где-то 15 июня.
Искали на двух сайтах: на бесплатном blocket.se и на платном bostaddirekt.se (полтора месяца за 70 евро). В итоге поиск занял три с половиной недели. Смысл искать заранее однозначно есть: несколько квартир сдавались в будущем, с сентября, например.

Хозяйке на заметку: Летом, а особенно — в июле, снять квартиру почти невозможно.

Почему?
1. В июле все уходят в отпуск на целый месяц. Это правда. Закрываются многие кафе, магазины. Почти все коллеги мужа отсутствовали весь июль. Мертвый месяц, абсолютно.
2. 80% квартир сдаются только на лето, на месяц или полтора.

Мы искали ЛЮБУЮ квартиру в любом районе Стокгольма до 10000 крон (это реально, и цена хотя и почти самая низкая, но квартиры такие есть). Муж написал скрипт, который сразу же присылал мне все объявления, и я в ту же секунду отправляла шаблонное письмо (иногда подправляя пару строк для придания индивидуальности). Ну то есть я гарантирую, что большинство лендлордов получали наше письмо ну если не первым, то вторым.

Письмо. Мы написали его максимально презентабельно и официально, указали годовой доход и всё такое. Письмо было на английском, потому что писать-то на шведском я могу, а вот свободно говорить — конечно же, нет. Получилось бы неловко — письмо шведское, а мы не шведы. Ну и, соответственно, пришлось в письме указать, что мы из Украины х_х
Blocket.se. Бесплатная доска объявлений по типу Сландо. Письма там отправляются через форму на сайте, поэтому мне сложно сказать конкретное количество отправленных писем, но я думаю, их получилось около 20-25. Не ответил никто.
BostadDirekt. С 15 июня по 9 июля я отправила ровно 10 писем. За три ёбаные недели с половинкой!

В итоге мы получили ОДИН   ответ, с бустаддиректа (не зря хоть 700 крон потратили).
Хозяйка пригласила нас на просмотр квартиры. Мы старались быть мега-милыми и enthusiastic. В итоге она сказала, что до нас показывала квартиру еще двум людям (то есть даже тут мы были вроде как запасным вариантом ), а ещё — через пару дней какая-то её подруга решит, хочет ли она тут жить. Так что у подруги приоритет, и если она не захочет, то мы — следующие на очереди.
Собственно, подруга не захотела, и квартиру мы сняли. За 10к крон.

Важная мелочь: во всех объявлениях лендлорды просят референс от предыдущих лендлордов. Некоторые просят минимум 3-4. Референс — это просто номер телефона, по которому они звонят и спрашивают, хорошие ли мы съёмщики. Мы спросили разрешения у нашей прошлой хозяйки давать её номер, и она согласилась. Так что с арендодателями надо поддерживать хорошие отношения.

Короче, нам очень повезло.

 Небольшой опыт со стоматологией в Стокгольме.
Мне нужно было сходить к стоматологу на осмотр. (Plot twist — с коронки откололась керамика и было видно железо, выглядело ужасающе, если не понимать, что происходит).

У меня был довольно разнообразный выбор мест, в которые можно было обратиться.

1. "Государственная" стоматология. Folktandvården называется. Детям до 18 лет лечат зубы и даже ставят брекеты там бесплатно. Потом — платно, но на 10-20% дешевле, чем в частных клиниках. Не пошла я туда потому, что ближайшая запись была через 3 недели — долго.
Осмотр — 775 крон, пломба — 655 крон.

2. Стоматология, в которой работают врачи, не разговаривающие по-шведски (общение через медсестёр). Citydental. Его всячески не рекомендуют и в интернете тонны негативных отзывов. Тем не менее, это самый дешевый вариант во всём городе — чем и привлекает.
Осмотр — 490 крон, пломба — 535 крон.

3. Частные клиники. Ну, тут всё понятно. Поскольку мы только переехали, нам пришло рекламное письмо со всякими скидками, среди которых была скидка на 300 крон в стоматологию неподалёку. Туда я и записалась. Правда, как раз была Пасха и два рабочих дня стали выходными, поэтому пришлось ждать полторы недели (на сайте у них написано, что часто они могут предложить время на сегодня-завтра).
Клиника, в которой я была, называется Karlaplans tandläkarna, и я понятия не имею, какие у них цены)))) дороже, чем в первой, процентов на 10-30.

В общем, там меня принял ужаааасно приветливый персонал, говорили со мной по-шведски, причём, когда я попыталась перейти на английский, сказали, что у меня прекрасный шведский и я могу продолжать по-шведски (мимими), а еще врач быстро осмотрела мой несчастный зуб, сказала, что это просто скол керамики, и денег с меня не взяли (!).
 Детский сад у нас под окошком
 
Итак, сразу под окном у нас расположился детский садик.
На заборе развешены детские рисунки.
Хочу напомнить, что всё это происходит очень далеко от центра города. Вообще, конечно, смешно, что мне хочется упоминать, как далеко находится наше временное место обитания. Мне абсолютно привычна мысль, что чем дальше от центра (города, столицы, центра чего угодно) — тем хуже. Но тут канеш такого нет.

Воспитатели, которых я наблюдала из окна каждый день, клёвые. Особенно здорово было, когда была смена двух молодых парней, которые просто охуительнейше взаимодействовали с детьми. Как-то, на равных, что ли. *Вспоминает свой детский сад и плачет*.
Кстати, почти все объекты на площадке встречаются и в других садиках тоже.

Каждый день детей возили куда-то на общественном транспорте.

Ещё интересно, что одежда у детей грязная и запачканная. Мне кажется, это очень правильно. Всегда радуюсь, когда встречаю в городе группу грязных детсадовцев!

А ещё в этом детском саду есть малыш, который все дни напролёт катается на лошадке. Вообще целый день проводит на этой несчастной лошадке. Если я в течение дня выглядывала в окно, он сидел на лошадке. Вот он:
cutmypic

И ещё у них там была куча каких-то игрушек, велики трёхколесные. Запомнился эпизод, когда ребёнок перевернул велосипед вверх ногами и возил его по площадке, в чём ему помогала воспитательница. Это так круто. У нас бы сразу одёрнули и отругали.

Да и в целом, наблюдая за этими детьми, я ясно видела, какое у них широкое мышление, насколько они открыты и как любопытно они взаимодействуют с окружающим миром.
 
 
Библиотека
Наша местная библиотека расположена в торговом центре. Тут это обычное дело — библиотека в торговом центре.

Библиотека находится в большом, светлом, ярко освещённом помещении. В ней есть столы и компьютеры для работы, уютные кресла и диванчики для чтения. Фоточка с сайта библиотеки:

julgran3

В общем, пришла я в библиотеку, подошла к одной из работниц, и сказала, что я тут впервые, ничего не знаю, и хочу пользоваться библиотекой.

Милейшая (ну а как же иначе) сотрудница ответила, что для этого нужен какой-нибудь шведский документ, и моя внж-карточка тоже подходит. Регистрация заняла пару минут, затем мне выдали пластиковую карточку. Разумеется, всё бесплатно.

Я попросила показать мне муми-троллей, мы взяли книгу, затем сотрудница подвела меня к стенду самообслуживания, и объяснила, как им пользоваться: прикладываешь книги к терминалу, их название выводится на экране, а потом прикладываешь карточку. Всё. Очень быстро и удобно. Можно распечатать себе чек-напоминалку (на нём будут названия книг и время работы библиотеки). Выглядит приблизительно вот так:

Aalborg-Bibliotek-LM5000

Тут есть книги на разных языках, очень много английской литературы, а ещё — журналы, фильмы, музыка.
Домой можно брать всё, в любых количествах, возвращать в библиотеку — в течение месяца.

Очень много новинок, на полках стоят книги, которые рекламируются в метро, например.

И, конечно же, полное самообслуживание. Никто ничего не спрашивает, заходишь, смотришь всё, что хочешь, с книгами разбираться, опять же, самостоятельно, на терминале. Если что-то нужно спросить — в библиотеке всегда есть несколько милейших сотрудников.

Ещё в Швеции есть издательство LättLäst (лёгкое чтение), они издают огромное количество книг на simple swedish. Их книги есть в каждой библиотеке, даже в такой неважной, маленькой и провинциальной, как наша. Очень здоровские книжки для изучения языка.

Ну и конечно, в библиотеке организовываются всяческие мероприятия, с января вот начинается swedish speaking club.

В общем, вот.
 
Шведский центр занятости.
В моих планах было поработать уборщиком снега зимой. Я ужасно люблю убирать снег!

Так что я отправилась в местный центр занятости в соседнем районе, который называется arbetsförmedlingen.
В украинских центрах занятости я, конечно, никогда не была, так что сравнивать мне не с чем.

На ресепшене меня встретила невероятно милая работница, спросила о целях моего визита и попросила подождать.
В центре, кстати, стоят компьютеры, за которыми можно искать себе работу. А само помещение светлое и очень приятное.

Итак, меня вызвал один из работников, мы прошли к нему в отдельный кабинет, и я сказала, что хочу убирать снег.
Оказалось, что уборщики снега в Швеции требуются на 99% или на трактор, или на крышу. А с земли его убирать никого не нанимают. Сотрудник заметил, что не советует мне убирать снег на крыше, так как это очень тяжелая работа.

Я не очень понимаю, кто же тогда расчищает дорожки и дворы (как-то я у него не спросила), что ж, посмотрим. Сейчас в Швеции +7, и снега в ближайшее время не предвидится.

Но, тем не менее, мы зашли на сайт центра и сотрудник ввёл в поиске "уборщик снега", открыл с десяток последних вакансий, нашёл одну, где было сказано "и на крыше, и на земле", и распечатал мне её. Было очень неловко сидеть рядом и смотреть, как он делает за меня то, что я могла бы легко сделать дома и сама. Но он потратил на поиск достаточно много времени, был очень дружелюбен, и всё это явно было ему не в тягость.

Также он предложил мне зарегистрироваться у них в центре, насколько я поняла, благодаря этому я становлюсь более выгодной для работодателей, потому что за зарегистрированных в центре занятости они платят меньше налогов. И, опять же, не уверена, но по-моему это специальная плюшка исключительно для иммигрантов.

Правда, без ИНН эта регистрация была бы временной, и мне обязательно нужно было бы вернуться и зарегистрироваться уже постоянно после того, как я получу ИНН.

Я заметила, что я тогда не буду тратить его время и временно регистрироваться, потому что никуда не спешу, а потом всё равно придётся делать всё заново. Он посмотрел на меня с огромным удивлением и сказал, что я ни в коем случае не должна беспокоиться о его времени, и как я вообще могу такое говорить, ведь это же его работа — помогать мне. Чёрт, это всё было так мило, так не похоже на Украину.

В целом, он сказал, что поиск работы лежит полностью на мне, и они в поиске обычно ассистируют минимально, только разъясняют что к чему, и всё. 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий