суббота, 24 октября 2015 г.

Чем отличается поиск работы в Европе и как эту работу найти

Давно думала уже сесть и написать наконец свои мысли про поиск работы в Европе – но тема такая необъятная, что даже страшно начинать =) А поскольку мы с единомышленниками явно варимся в едином информационном пространстве, то прямо с утра, уже имея собственный черновик поста, я обнаруживаю у себя в ленте пост про работу от одношкольницы из Инсеада, русской, работающей в Гугле в Париже на несколько европейских рынков. Наташины посты я почти всегда читаю как свои – у нас очень похожие работы и стиль жизни, поэтому если вам интересно читать меня, то туда вам тоже стоит заглянуть. Короче, этот пост вдохновил меня-таки опубликовать мой – потому что теперь я могу не изобретать велосипед, а просто дополнить то, о чём уже написала Наташа. Я же со своей стороны хотела сделать акцент на том, что меня удивило в плане поиска европейской работы в последние три года, на основе опыта своего, одноклассников, мужа, друзей. Хочу сразу предупредить, что писать буду о работах плюс-минус того плана, что интересуют меня – не о ветеринарах, садовниках или дизайнерах =).
Баланс спроса и предложения. Этим понятием в экономике можно объяснить почти всё, и рынок труда тут не исключение, поэтому это  пункт номер один, объясняющий разницу между московским и европейским рынком работы, из которого следуют все последующие пункты и выводы в этом посте.
Не секрет, что вообще хорошей работы в Москве много. С начала “рыночных” отношений в конце 80-х рынок работ ширился, а размер зарплат рос как на дрожжах. В последние годы, особенно после кризиса 2008-го года, рынок несколько стабилизировался, но спроса всё равно так или иначе всегда было много – специалист с хорошим опытом и образованием всегда котировался и без особых трудов находил работу. Пишу в прошедшем времени, потому что с 2013 года ситуацию непосредственно не вижу, но, предполагаю, что даже события последнего года на рынке труда сказались хоть и заметно, но не капитально.

При этом предложений – то есть квалифицированных специалистов – всегда было мало. Особенно эта дыра была актуальна в конце девяностых – первой половине 2000-х, когда специалистов хоть какого-то приемлемого уровня готовили пара вузов в Москве и Питере, и если у тебя была на руках хоть какая-то специальность, то ты уже был актуален, а уж дипломы МГУ, Вышки и прочих “злачных” мест автоматом означали, что вопрос работы тебя в принципе волновать не может.
Я помню, как в 2006-м году ходила на собеседования в разные blue chip компании после окончания филфака (на минуточку, совершенно непрофильного образования!), и меня всерьёз собеседовали на позиции в маркетинг, пиар, продажи – в сферы, о которых я знала на тот момент ничего или почти ничего. The world was my oyster, и в итоге я выбирала между начальной позицией в трейд маркетинге P&G и программой развития выпускников в Майкрософте, сделалав в итоге выбор в пользу последнего. Остальные 100500 вариантов я, помнится, отмела ещё в начале процесса: то компания российская, то зарплата серая, то ездить неудобно, то английский на работе не нужен. А так бы имела работу буквально на следующий день после получения диплома.
Надо ли говорить, что в последующие годы каждый месяц в мой почтовый ящик приходили десятки писем от рекрутеров, компаний-конкурентов с предложениями о работе – причём зачастую той, о которой я опять же не имела вообще ни малейшего представления! Хантерам было достаточно того, что я просто работаю в ИТ и что-то на эту тему слышала. В большинстве случаев я эти звонки и письма игнорировала, но всегда знала, что, если я захочу сменить работу, то у меня это займёт неделю-две. Ну месяц, если я буду лениться, капризничать и просто слать резюме под копирку на каком-нибудь hh.ru, не заморачиваясь хождением по сайтам работодателей, обзваниванием знакомых и т.д.
В Европе всё совсем иначе. Я специально пишу так широко - “Европа”. Потому что это – единое экономическое и трудовое пространство. И все мы в этом пространстве являемся конкурентами друг другу: никому из европейцев не нужна ни виза, ни специальное разрешение, чтобы работать в другой стране. А учитывая, что экономически благополучных стран в Европе меньше, чем тех, чьё население всячески стремится эмигрировать, то вопрос конкуренции встаёт особенно остро. Помню, как в первые дни на работе в Милане меня мои молодые коллеги спрашивали, что я забыла после Инсеаде в Италии – ведь все молодые итальянцы стараются уехать. С их точки зрения, я в своей жизни и карьере пошла на ужасный даунгрейд, а надо было ехать в Швейцарию, Германию, Англию. Я тогда хохотала до слёз, но за два года смеяться на эту тему как-то перестала.
Так вот, с этим самым балансом спроса и предложения в Европе всё совсем не так. Во-первых, потому что европейский рынок уже очень давно (а особенно с того самого 2008-го года) растёт медленно, что объясняет маленький прирост рабочих мест каждый год. Выпускников вузов при этом, несмотря на удручающую статистику про стареющее население, всё ещё довольно много, особенно в странах типа Италии, где ещё 20 лет назад высшее образование было совсем не повсеместным, а сейчас молодёжь старается всё-таки учиться, чтобы таким образом повысить свои шансы на трудоустройство.

Средняя продолжительность работы на одном месте и в одной компании в Европе в разы выше, чем в России – образ жизни и работы более размеренный, никто не торопится в рекордные сроки делать карьеру, менталитет не тот. Да и трудовое законодательство многих европейских стран таково, что у работодателей мало шансов уволить тебя после прохождения испытательного срока что за невыполнение обязанностей, что вследствие сокращения штатов, то есть мотивация "сворачивать горы, чтобы удержаться на работе" или даже" сильно вырасти, уйти с повышением" здесь среди сотрудников встречается реже.
Во-вторых, конечно, в Европе уже много десятков лет существует актуальное и высококачественное образование по всем дисциплинам, нужным бизнесу, поэтому людей, умеющих делать то же, что и ты, довольно много, у работодателей больше выбор, и, как следствие, трудоустройство происходит по принципу проставления галочек в совпадениях между твоим резюме и тем, что написано в вакансии. Любое совпадение ниже 80% – сразу в топку. Поэтому шансы на так называемые “боковые” переходы в рамках индустрии, географии или профессии отягощены кучей факторов, которые нужно пытаться красиво “обернуть” при подаче резюме и общении с рекрутерами.
Следствием такой диаметрально разной ситуации в Москве и каком-нибудь Лондоне являются несколько “побочных” факторов:

  • Рекрутеры по-прежнему звонят и пишут, но гораздо меньше. И я сейчас не говорю только про прослойку таких же, как я – относительно молодых специалистов после МБА. Это касается, по наблюдениям, и консультантов, и топ-менеджеров, и бухгалтеров. Да, в некоторых странах, где получше экономика, тебе будут писать с предложением отправить резюме не раз в полгода, а раз в месяц, но в 90% случаев дальше этого процесс не пойдёт. Конкуренция, мало позиций в целом. И чем лучше образование и выше потенциальная зарплата – тем , в среднем, таких звонков меньше. И звонят обычно по очень похожим позициям и должностям - вообще в Европе "дробность" рынка и профессий существенно выше. В Москве было достаточно того, что я просто в ИТ, здесь же есть чёткая разница между, к примеру, рынком Интернета и программного обеспечения, а внутри программного обеспечения - облачные решения для компаний или компьютерные игры - это не связанные между собой реальности. Ну а рынок софта и железа - это просто не пересекающиеся галактики =).

  • Если в России “дорога молодым”, и тебя, несмотря на возраст, пол, социальный статус в принципе готовы рассматривать много куда, а, условно, “директором” с 200 людьми в подчинении при достаточном уровне амбиций и трудолюбии можно стать и в 25, то в Европе такой сценарий просто невозможен. Потому что на магистра тут некоторые учатся и до 30-35, а первые 10 лет после окончания универа ты в большинстве случаев считаешься молодым специалистом, не обладающим навыками организации широкомасштабных инициатив, влияния авторитетом на других и т.д. Точно так же, если в России к какому-то разумному возрасту типа 45 ты уже не стал “самым главным”, “директором”, не заработал свой условный “миллион”, то уже как бы и не состоялся, в Европе сплошь и рядом люди в расцвете сил занимают если не начальную, но вполне себе рядовую должность и совершенно по этому поводу не парятся. Потому что культура такая: работа в жизни – не главное, а конкуренция на топовые должности очень и очень высока.

  • При смене работы на схожую с твоей по уровню и содержанию ни о каком росте зарплаты зачастую речи не идёт. Конечно, нет ничего невозможного, и, если ты, к примеру, по каким-то причинам на рынке в текущий момент недооценён, то при переходе можешь получить ну 10-15% в плюс, но это будет просто праздник жизни и большущее исключение. Я знаю людей, менявших работу без повышения и даже с понижением зарплаты ради интересных проектов, перспектив, перехода в смежную индустрию, и это совершенно нормально. В Москве переходы из компании в компанию в хорошие годы начинались от 25% и могли достигать почти любых размеров =).
Теперь о том, как же стоит искать работу в Европе. Кстати, применительно к текущей ситуации кризиса в Москве это тоже всё может быть очень и очень актуально. Помимо универсальных советов, описанных в Наташином посте, по моим наблюдениям, работают следующие закономерности:
1. Связи. Меня всегда удивляло, когда я слышала, что в России якобы не найти работу без "блата”. Ни мне, ни большинству друзей и знакомых примерно моего социально-экономического и образовательного круга так и не довелось в России никаким таким “блатом” воспользоваться. Возможно, конечно, “блат” актуален для фирм из трёх сотрудников, которые по причинам приватности или двойной бухгалтерии берут только "своих". Но в крупных "белых" американских компаниях, имхо, блат вообще ничем не поможет, а иногда даже и помешает.
А вот в Европе связи – это всё. Причём я это вижу не только на примере стран, от которых такого как бы “ждёшь” (Италия, Португалия), но и на опыте многочисленных коллег из Скандинавии, Швейцарии и т.д.. Понятное дело, что это не ”блат” в нашем русском понимании – никто не возьмёт на работу какого-то условного Васю лишь потому, что он чей-то друг или родственник, просто для Васи будет слегка снижен входной порог – ему быстрее позвонит рекрутер для первого собеседования, его могут позвать пообщаться, даже если его резюме подходит на 85%, а не на 100% от описанного в вакансии,  – потому что у рекрутеров будет возможность расспросить подробно порекомендовавшего, понять, почему этот человек и правда подходит компании, какие у него сильные и слабые стороны. Большая часть остального процесса при этом будет проводиться объективно, но вот этот входной порог, по наблюдениям, он самый сложный и во многих случаях решающий.
Я постоянно слышу истории из серии “рассылаю резюме, уже разослал 50 штук, не получил ответа”. И правильно, что ответов не получаете, потому что в таких реалиях просто рассылать резюме – довольно самонадеянно. Нужно обязательно стараться искать какие-то “человеческие” зацепки в компании, которая вас интересует. Мы живём в потрясающе удобном мире, где есть Интернет и Линкдин, и если уж вам не удалось найти там самого нанимающего менеджера, то уж какого-нибудь рекрутера вы найдёте совершенно точно. Премиум аккаунт, позволяющий писать кому угодно напрямую, уже давно стал опцией по умолчанию.
2. Знать свою целевую аудиторию. Вот нашли вы нужного вам рекрутера, что дальше? Честно могу сказать, что в Москве я никогда, ну вот просто никогда не писала сопроводительных писем. Да что там – я даже резюме не думала менять под конкретную должность. Типа мой опыт работы должен говорить сам за себя. Ага, щазз =). Писать европейскому рекрутеру: “Чувак, меня интересует вот эта вакансия, смотри в аттаче резюме”, совершенно бесполезно. Нужно потратить время, изучить, что именно ищет компания, уловить ключевые слова в описании вакансии, всё это красиво облечь в свой опыт и изложить в форме, которая даст понять той стороне, что вы пишите именно им, взываете к их потребностям и лучше других кандидатов можете их удовлетворить. Ну то есть рекрутмент в данном случае – это такая комплексная продажа себя, а рассылая работодателям “копипасту” плохого качества, вы воспринимаетесь как спамер, обещающий “стопроцетный заработок в Интернете от 200 тысяч в месяц” – короче, пишите ерунду, который ни один уважающий себя эйчар не “купит”. Кстати, средний уровень профессионализма эйчаров в Европе, по моим наблюдениям, выше, чем в России, поэтому не думайте самонадеянно, что они "ничего не решают" =).
Помню, как я в Инсеаде проводила ночи за написанием десятков “шаблонных” сопроводительных писем для разных профессий, индустрий, гео, до крови стирая пальцы, и всё равно потом их каждый раз приходилось редактировать под конкретную вакансию (но те шаблоны мне до сих пор пригождаются, кстати, правильная была инвестиция с моей стороны). Короче, это тот случай, когда навыки маркетинга нужны всем, а не только маркетологам – ставьте себя на месте эйчара и пишите исходя из этого, вы будете удивлены результатам.
3. Что посеешь – то и пожнёшь. Вообще стандартные методы поиска работы потихоньку отживают свой век. Лично я пришла к выводу, что, если я вынуждена ходить на сайты по поиску типа job.ru, линкдина и т.д., значит 1) случилось что-то непредвиденное  на текущей работе или в индустрии кризис (вероятность 5%) 2) моя предыдущая работа вообще никак не была связана с общением с коллегами, начальством, партнёрами, клиентами и другими живыми людьми (вероятность стремится к нулю для почти любого современного работника “офиса”) и поэтому мне не к кому обратиться либо 3) я не особо хорошо реализовала свои цели на предыдущем месте (>95%).
В идеале, мне кажется, нужно стремиться к тому, что следующая работа тебя находила “сама”. Этому способствует долгосрочное планирование и “присмотр” потенциального следующего шага задолго до появления конкретного желания и необходимости этот шаг совершить, а также, как ни странно, в результате качественного выполнения своей работы и наращивания сети знакомств на предыдущем месте. В идеале хорошего специалиста всегда надёт кто переманить, даже в рамках той же компании. Но даже если в силу каких-то обстоятельств никто не торопится предлагать вам интересный вариант на блюдечке, нужно стремиться к тому, чтобы иметь достаточно широкий нетворк людей, которые потенциально могут быть в вас заинтересованы, сейчас или в будущем. Я уже как-то писала о некоторых практических навыках, которые в этом помогают, а ещё всячески рекомендую усвоенный мной в Инсеаде принцип Don’t underestimate the strength of weak ties – смысл которого в том, что чаще всего дают плоды не самые сильные и крепкие наши социальные связи, а более дальние и поверхностные, потому что они зачастую выводят нас по цепочке на новых людей и расширяют наши горизонты. Могу так сказать, многие окружающие меня успешные профессионалы своего дела годами (а иногда и десятилетиями) не видели в глаза сайтов по поиску работы =).
4. Креатив – наше всё. Помимо вышеописанного в Европе очень приняты всякие профессиональные форумы, ярмарки вакансий, выставки, живые встречи экспатов и кучи других способов если не трудоустроиться, то серьёзно нарастить количество и качество своих профессиональных контактов. Такой страшный сон социофоба-интроверта =).
Сюда же относится написание статей на профильные темы в профессиональные издания, ведение тематических блогов, частичная занятость преподавателем в каком-нибудь местном университете на два раза в месяц по тематике работы. Да даже неглупый пост на фейсбуке может помочь найти работу, что уж там =).
Свеженьким иммигрантам я обычно советую идти “от обратного” – пытаться понять, какие уникальные навыки вы можете дать рынку. Например, знание нескольких языков в Европе – норма и общее место, особенно в маленьких странах с витиеватой историей. Но, например, много ли человек знает русский в вашей новой географии? Имеет смысл прошерстить местные русские форумы, а также пройтись по вакансиям местных представительств российских компаний – я знаю людей, которые так находили работу в сингапурском Газпроме и венском Сбербанке. Есть ещё консульства и посольства, и туда даже иногда берут на работу не потомственных дипломатов.
Ещё одна большая возможная сфера – предпринимательство. Это только из России кажется, что вот на Западе-то уже “всё есть” и “всё придумано до нас”. А вот нифига! Даже в самых развитых странах есть куча, просто прорва неосвоенных ниш – конечно, чтобы их научиться видеть, неплохо бы обладать природной интуицией, хорошим бизнес-образованием (когда Инсеад начнёт уже официально платить мне комиссию за эти посты?! =)), но в большинстве случаев достаточно лишь иметь опыт проживания в Москве, Питере, Нью-Йорке и любом другом большом городе, где деньги правят балом =). Некоторые вещи можно просто брать и делать “под копирку”, без революционной бизнес-идеи.
5. Использовать текущие ресурсы по максимуму. Ну и последний пункт, который лично я прочувствовала и поняла только после трёх переездов и МБА. Найти работу в другой географии (если именно в этом ваша цель) может быть проще путём релокации из российского офиса международной компании, чем годами собирать документы на эмиграцию и копить баллы в какую-нибудь Австралию, платить сотни тысяч долларов за МБА и т.д. Мне звонит и пишет куча людей, заинтересованных в МБА с целью уехать из страны, 90% из них работают в крупных известных компаниях из списка Forbes 500, но при этом они никогда всерьёз не рассматривали сценарий релокации внутри компании!
И не верьте тем, кто говорит, что это нереально, потому что у них “не вышло”. Во-первых, существует и множество обратных примеров тех, кто именно так в своё время нашёл работу в Европе, Штатах и т.д. Во-вторых, сами посудите: свой человек для работодателя – это всегда меньше рисков, это надёжные рекомендации, с ним не так страшно ввязываться в визовое спонсорство, ему, в конце концов, можно меньше платить, чем среднему специалисту на “том” рынке (печально, но факт). Так что я голосую за то, что причины, по которым у кого-то не вышло релоцироваться, – это большая специфичность и узость профессии или индустрии, либо же в большинстве случаев – непонимание того, как себя позиционировать эйчарам в других странах и будущим иностранным начальникам.  Моя личная статистика выше вообще указывает на то, что люди зачастую о таком даже не думают и не пробуют – им изначально кажется, что их шансы равны нулю.


Карта авиарейсов и цен:

На мой же взгляд, шансы вполне есть, и если у вас нет денег на заграничное обучение по курсу 80 рублей за евро, это совершенно не повод отказываться от своих планов. Инвестируйте то же время жизни, которое вы потратите на сдачу экзаменов, медицинских анализов и прочего, на трудоустройство в международную компанию в интересующей вас сфере с гибкой релокационной политикой и начните там показывать результаты, стройте нетворк и через пару лет прорабатываете варианты переезда.

То же самое, кстати, касается, смены профессии. Если вы, к примеру, всю жизнь работаете в продажах медицинского оборудования, а хотите работать в маркетинге подгузников, то самый короткий путь к этому – сначала пойти в маркетинг оборудования в своей компании, потом в маркетинг “консьюмерского” подразделения своей компании, если таковое имеется, а после этого – в ту компанию, которую вы изначально хотели. В Европе это стандартный путь построения новых навыков и опыта на основе имеющихся, сразу “перескочить” через несколько плохо связанных между собой  функций почти нереально, и, я думаю, в будущем в России (с насыщением рынка специалистов) ситуация будет примерно такой же. В общем я после карьерной траектории в стиле “меняем компанию каждые два года” (которая в России 2000-х имела смысл) открыла для себя (во многом под влиянием новой рабочей среды) новые карьерные сценарии, основанные на принципе максимального накопления и использования текущего профессионального и социального капитала.
Такая вот простыня вышла =). Буду рада комментариям и дополнениям, потому что меня читает много людей, делающих или уже сделавших карьеру в Европе.

 источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий