среда, 3 февраля 2016 г.

ПМЖ в Германии за два года? Легко!

автор
Одной из важных целей человека, переехавшего в другую страну, является получение постоянного не ограниченного ничем вида на жительство. Обычно для этого нужно владеть языком на достаточном уровне, отвечать еще каким-то специфическим требованиям, но самое главное прожить в стране достаточно долгое время, выплачивая пенсионные взносы. Например, в Германии этот срок в общем случае составляет 5 лет.
Хорошая новость заключается в том, что обладатели Blue Card могут получить ПМЖ намного раньше. До вчерашнего дня мой вид на жительство был привязан к работодателю, но теперь, спустя два с половиной года после приезда сюда, я получил разрешение на постоянное пребывание в Германии (на самом деле мог бы получить и раньше, если бы не уходил в родительский отпуск).
Niederlassungserlaubnis (ПМЖ в Германии)

Что дает постоянный вид на жительство в Германии

По большому счету постоянный вид на жительство (Niederlassungserlaubnis, далее NE) дает практически такие же права, как и у любого гражданина Германии, за исключением возможности голосовать на выборах и избираться в органы власти. Можно претендовать на любые социальные пособия, в том числе и пособие по безработице. Раньше в случае увольнения у меня было всего 3 месяца на то, чтобы найти работу (причем удовлетворяющую условиям Blue Card), иначе пришлось бы продавать все нажитое имущество и возвращаться в Россию. Теперь если я вдруг потеряю работу, то смогу хотя бы получать пособие по безработице, а также имею право заниматься любой деятельностью: хоть идти в дворники, хоть открывать свой бизнес.

Условия ускоренного получения ПМЖ в Германии по Blue Card

Обладатель Blue Card может претендовать на получение NE после 33 месяцев пребывания в Германии, но этот срок можно сократить до 21 месяца при условии знания немецкого языка на уровне не ниже B1. При этом должны производиться регулярные пенсионные отчисления, то есть, грубо говоря, все это время нужно работать. К примеру, те 9 месяцев, что я находился в родительском отпуске, мне не засчитывались, так как пенсионные взносы не производились. Кроме того нужно подтвердить наличие постоянного дохода и достаточных жилищных условий для всех членов семьи.

Необходимые документы и процесс получения NE

Поскольку в последнее время ведомство по делам иностранцев (АБХ) в Мюнхене завалено работой с беженцами, термины на подачу документов не выдают, и надо подавать документы в порядке общей очереди. Я решил применить лайфхак и пошел подаваться между католическим Рождеством и Новым годом, полагая, в это время меньше всего народу. И я не ошибся: весь процесс занял не больше получаса без всяких очередей.
Вот, что я принес с собой:
  1. Заполненный стандартный бланк заявления на получение вида на жительство (можно скачать здесь).
  2. Загранпаспорт.
  3. Биометрическое фото.
  4. Справка с работы (Arbeitgeberbestätigung).
  5. Выписки о трех последних зарплатах.
  6. Договор аренды квартиры.
  7. Выписка со счета в банке, подтверждающая размер оплаты аренды квартиры.
  8. Выписку о состоянии пенсионного счета (Wartezeitauskunft der Deutschen Rentenversicherung). Ее нужно заказать заранее в соответствующем ведомстве Versicherungsamt (в Мюнхене это все в том же Kreisverwaltungsreferat, но в соседнем здании). Делается бесплатно в течение нескольких дней (присылают по почте).
  9. Свидетельство (цойгнис) с предыдущей работы. Поскольку я менял работодателя, нужно было подтвердить, что в сумме я отработал 21 месяц.
  10. Свидетельство о прохождении два года назад языковых курсов, соответствующее знанию языка на уровне В1.1 (то есть немного ниже необходимого). Но самим общением со служащим АБХ я подтвердил, что мой уровень немецкого удовлетворяет требованиям.
Кстати говоря, мне очень понравился кабинет, в котором я подавал документы. По стенам висят плакаты с футбольными и баскетбольными командами, сувенирные футболки и майки, а под потолком посреди кабинета подвешен сноуборд! Сотрудник в джинсах и футболке без проблем разрешил мне сфотографировать свое рабочее место вместе с ним. Честно говоря, с трудом могу себе представить что-либо подобное в официальном государственном заведении в России.
АБХ в Мюнхене
После того, как документы были приняты, я вышел в коридор, заплатил в специальном терминале пошлину 135 евро, затем вернулся, предоставил чек — на этом процесс оформления был закончен. NE выпускается в виде пластиковой карты в течение 4-6 недель. О готовности можно узнавать на сайте, указав полученный уникальный код. Спустя месяц я снова съездил в АБХ и так же без очередей за 5 минут получил свой постоянный вид на жительство. Стоит, наверное, добавить, что у жены и детей виды на жительство остались прежними, но они без проблем будут продлеваться "автоматом", пока мы живем вместе. На этом можно поставить точку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий