Двадцать лет назад в Израиле завершилась
"большая алия" — массовая эмиграция евреев из бывшего СССР. Ныне в
Израиле проживает около миллиона "русских израильтян". Но уровень жизни
репатриантов оставляет желать лучшего. Около 15 процентов из них
работают "на черных работах". Не имеют своего жилья 36 процентов
иммигрировавших из стран бывшего СССР.
Когда Израиль только создавался, численность его населения составляла не многим более 650 тысяч человек. Массовая репатриация евреев в страну происходила в несколько этапов. В 1940-х-50-х годах сюда ехали в основном ашкиназы, подвергшиеся гонениям со стороны нацистов во время Второй мировой войны.
Позднее к ним присоединились марокканские, алжирские и тунисские евреи — выходцы из африканских государств, недавно освободившихся от колониальной зависимости. В первые годы существования Израиля численность приехавших в страну из Советского Союза евреев была сравнительно невелика. После развала СССР тысячи наших сограждан отправились в маленькую неведомую страну, где на протяжении нескольких десятилетий шла арабо-израильская война.
Стоит отметить, что за 60 лет существования Израиля сильно изменилась мотивация новых репатриантов, которые решились покинуть страну исхода ради возвращения на историческую родину. Когда новое государство, не имеющее ни денег, ни вооружения для малочисленной армии, только создавалось, энтузиасты ехали в Палестину на свой страх и риск. Среди переселенцев, которые начали бороться за создание Еврейского государства еще в начале XX века, было немало евреев-выходцев из Российской империи. К их числу принадлежал и отец-основатель Израиля Давид Бен-Гурион. (1886-1973)
Сегодня среди репатриантов встречается гораздо меньше людей, которые едут в Эрец Исраэль "за идею". Для многих российских евреев репатриация сегодня означает возможность соединиться со своей семьей или вновь обрести друзей. Иные приезжают в страну в надежде поправить свое материальное положение. К тому же, в России по-прежнему оказывает воздействие на умы "мода на заграницу".
Среди российских евреев, репатриировавшихся сравнительно недавно, мне приходилось встречать людей, которые не могли найти сколько-нибудь ясного объяснения своего отъезда. Многие из них не скрывают своего восхищения высоким уровнем жизни в Израиле. Однако никакие льготы и пособия для новоприбывших, гарантированные даже в условиях жесткой социальной политики Нетаньяху, не способствуют решению проблемы адаптации в новых условиях.
Как правило, "русские" очень радушно встречают своих соотечественников, оказывают всестороннюю помощь и поддержку. Для сотен и тысяч новых эмигрантов на этом все и заканчивается. Они становятся частью "русской улицы". Речь идет о людях, которые так и не станут израильтянами, работая на стройке или в охране и получая израильскую "минималку".
Вырвавшись из нищеты провинциальных городов России и Украины, новые репатрианты "девяностых" поначалу радовались неожиданно высоким пособиям и зарплатам. Иллюзии вскоре "развеивались" суровой действительностью. Снимать жилье в Израиле — дорогое удовольствие. Что уж говорить о покупке собственной квартиры. В условиях непрекращающегося роста цен на недвижимость русским израильтянам приходилось снимать "квартирушечки" на несколько человек.
Данные опросов, проводимых социологами среди русских репатриантов в последние годы, отчетливо демонстрируют, что и сегодня уровень жизни репатриантов из России и СНГ оставляет желать лучшего. Исследование социальной структуры и уровня благосостояния общины проводилось в сентябре 2011 года и было обнародовано на новостном сайте News.ru.co.il. Почти 80 процентов респондентов — наемные работники, 13 процентов живут на пособие, и только 7,5 процента — предприниматели. Около 15 процентов новых репатриантов работают "на черных работах". Не имеют своего жилья и вынуждены снимать квартиру или комнату 36 процентов от общего числа иммигрировавших из стран бывшего СССР. Многие из них проживают на съемных квартирах в самых неблагополучных районах, в основном на юге Израиля.
Вместе с тем, среди мыслящей части интеллигенции довольно быстро появилась большая прослойка людей, не пожелавших оставаться "на дне". Интегрироваться в израильское общество можно было, выучив иврит и получив дополнительное Высшее образование. Тысячи людей стали записываться на всевозможные курсы и в университеты. В начале "нулевых" среди продвинутых эмигрантов много говорят о необходимости активно учить иврит и поступать в "мехлаллу" (колледж).
Очень непросто складывались отношения новоприбывших с местным населением. Евреев, недавно приехавших из России, коренные израильтяне считали представителями "колбасной алии". Иными словами, недоброжелатели рассматривали "русских" как нахлебников. Местные не скрывали своего негодования, что русские продолжали общаться на родном языке и в массе своей не соблюдали религиозные обычаи иудаизма. Только по прошествии двадцати лет с начала "большой алии" (1990-1992 годы) местные жители стали привыкать к русской речи на улицах израильских городов.
Однако главная борьба развернулась с начала девяностых на информационном поле. Среди русских репатриантов оказалось немало писателей, переводчиков и журналистов, способных приложить усилия для создания собственных СМИ. Основным рупором русскоязычной общины стал 9 канал ИТВ. Журналистам удалось отстоять право вещания на русском языке, и в 2002 году в эфире зазвучали позывные: "Израиль-плюс — мы здесь живем". Кроме того, вещание на русском языке осуществляется некоторыми местными радиостанциями, такими как "Коль Исраэль".
А недавно русский язык начали преподавать в израильских школах в качестве иностранного. "4 января на заседании комиссии по образованию, культуре и спорту было принято решение, начиная с сентября 2012-го года, приступить к экспериментальному проекту, согласно которому, можно будет сдавать русский язык в качестве второго иностранного на аттестат зрелости", — сообщает информационный портал Zman.com.
В 2011–2012 учебном году русский язык преподается в более чем 150 школах Израиля, а общее число школьников, изучающих "великий и могучий", составляет 7500 человек. Данный законопроект удалось провести в жизнь благодаря усилиям депутата Кнессета от партии НДИ Алекса Миллера, традиционно ратующего за сохранение русской культуры в стране.
Сегодня интересы русскоязычной общины в Израиле отстаивают сразу несколько партий и общественных организаций различного уровня. Казалось бы, нет никаких оснований говорить об ущемлении прав наших соотечественников в Эрец Исраэль.
Однако существует целый ряд нерешенных экономических и социальных проблем "русской улицы", которые игнорируются правительством. Начиная с девяностых годов, государство поощряло массовую репатриацию евреев из России и СНГ. Тем не менее, решению жилищного вопроса не было уделено должного внимания. Ситуация на рынке труда также не способствует процветанию русских репатриантов. В этих условиях "русская улица" будет и дальше поддерживать движение социального протеста, которое может только усилиться этим летом.
Когда Израиль только создавался, численность его населения составляла не многим более 650 тысяч человек. Массовая репатриация евреев в страну происходила в несколько этапов. В 1940-х-50-х годах сюда ехали в основном ашкиназы, подвергшиеся гонениям со стороны нацистов во время Второй мировой войны.
Позднее к ним присоединились марокканские, алжирские и тунисские евреи — выходцы из африканских государств, недавно освободившихся от колониальной зависимости. В первые годы существования Израиля численность приехавших в страну из Советского Союза евреев была сравнительно невелика. После развала СССР тысячи наших сограждан отправились в маленькую неведомую страну, где на протяжении нескольких десятилетий шла арабо-израильская война.
Стоит отметить, что за 60 лет существования Израиля сильно изменилась мотивация новых репатриантов, которые решились покинуть страну исхода ради возвращения на историческую родину. Когда новое государство, не имеющее ни денег, ни вооружения для малочисленной армии, только создавалось, энтузиасты ехали в Палестину на свой страх и риск. Среди переселенцев, которые начали бороться за создание Еврейского государства еще в начале XX века, было немало евреев-выходцев из Российской империи. К их числу принадлежал и отец-основатель Израиля Давид Бен-Гурион. (1886-1973)
Сегодня среди репатриантов встречается гораздо меньше людей, которые едут в Эрец Исраэль "за идею". Для многих российских евреев репатриация сегодня означает возможность соединиться со своей семьей или вновь обрести друзей. Иные приезжают в страну в надежде поправить свое материальное положение. К тому же, в России по-прежнему оказывает воздействие на умы "мода на заграницу".
Среди российских евреев, репатриировавшихся сравнительно недавно, мне приходилось встречать людей, которые не могли найти сколько-нибудь ясного объяснения своего отъезда. Многие из них не скрывают своего восхищения высоким уровнем жизни в Израиле. Однако никакие льготы и пособия для новоприбывших, гарантированные даже в условиях жесткой социальной политики Нетаньяху, не способствуют решению проблемы адаптации в новых условиях.
Как правило, "русские" очень радушно встречают своих соотечественников, оказывают всестороннюю помощь и поддержку. Для сотен и тысяч новых эмигрантов на этом все и заканчивается. Они становятся частью "русской улицы". Речь идет о людях, которые так и не станут израильтянами, работая на стройке или в охране и получая израильскую "минималку".
Вырвавшись из нищеты провинциальных городов России и Украины, новые репатрианты "девяностых" поначалу радовались неожиданно высоким пособиям и зарплатам. Иллюзии вскоре "развеивались" суровой действительностью. Снимать жилье в Израиле — дорогое удовольствие. Что уж говорить о покупке собственной квартиры. В условиях непрекращающегося роста цен на недвижимость русским израильтянам приходилось снимать "квартирушечки" на несколько человек.
Данные опросов, проводимых социологами среди русских репатриантов в последние годы, отчетливо демонстрируют, что и сегодня уровень жизни репатриантов из России и СНГ оставляет желать лучшего. Исследование социальной структуры и уровня благосостояния общины проводилось в сентябре 2011 года и было обнародовано на новостном сайте News.ru.co.il. Почти 80 процентов респондентов — наемные работники, 13 процентов живут на пособие, и только 7,5 процента — предприниматели. Около 15 процентов новых репатриантов работают "на черных работах". Не имеют своего жилья и вынуждены снимать квартиру или комнату 36 процентов от общего числа иммигрировавших из стран бывшего СССР. Многие из них проживают на съемных квартирах в самых неблагополучных районах, в основном на юге Израиля.
Вместе с тем, среди мыслящей части интеллигенции довольно быстро появилась большая прослойка людей, не пожелавших оставаться "на дне". Интегрироваться в израильское общество можно было, выучив иврит и получив дополнительное Высшее образование. Тысячи людей стали записываться на всевозможные курсы и в университеты. В начале "нулевых" среди продвинутых эмигрантов много говорят о необходимости активно учить иврит и поступать в "мехлаллу" (колледж).
Очень непросто складывались отношения новоприбывших с местным населением. Евреев, недавно приехавших из России, коренные израильтяне считали представителями "колбасной алии". Иными словами, недоброжелатели рассматривали "русских" как нахлебников. Местные не скрывали своего негодования, что русские продолжали общаться на родном языке и в массе своей не соблюдали религиозные обычаи иудаизма. Только по прошествии двадцати лет с начала "большой алии" (1990-1992 годы) местные жители стали привыкать к русской речи на улицах израильских городов.
Однако главная борьба развернулась с начала девяностых на информационном поле. Среди русских репатриантов оказалось немало писателей, переводчиков и журналистов, способных приложить усилия для создания собственных СМИ. Основным рупором русскоязычной общины стал 9 канал ИТВ. Журналистам удалось отстоять право вещания на русском языке, и в 2002 году в эфире зазвучали позывные: "Израиль-плюс — мы здесь живем". Кроме того, вещание на русском языке осуществляется некоторыми местными радиостанциями, такими как "Коль Исраэль".
А недавно русский язык начали преподавать в израильских школах в качестве иностранного. "4 января на заседании комиссии по образованию, культуре и спорту было принято решение, начиная с сентября 2012-го года, приступить к экспериментальному проекту, согласно которому, можно будет сдавать русский язык в качестве второго иностранного на аттестат зрелости", — сообщает информационный портал Zman.com.
В 2011–2012 учебном году русский язык преподается в более чем 150 школах Израиля, а общее число школьников, изучающих "великий и могучий", составляет 7500 человек. Данный законопроект удалось провести в жизнь благодаря усилиям депутата Кнессета от партии НДИ Алекса Миллера, традиционно ратующего за сохранение русской культуры в стране.
Сегодня интересы русскоязычной общины в Израиле отстаивают сразу несколько партий и общественных организаций различного уровня. Казалось бы, нет никаких оснований говорить об ущемлении прав наших соотечественников в Эрец Исраэль.
Однако существует целый ряд нерешенных экономических и социальных проблем "русской улицы", которые игнорируются правительством. Начиная с девяностых годов, государство поощряло массовую репатриацию евреев из России и СНГ. Тем не менее, решению жилищного вопроса не было уделено должного внимания. Ситуация на рынке труда также не способствует процветанию русских репатриантов. В этих условиях "русская улица" будет и дальше поддерживать движение социального протеста, которое может только усилиться этим летом.