понедельник, 3 октября 2016 г.

Эмиграция и трудоустройство в Испании - личный опыт

Узнав, что я программист и работаю в Испании, случайные собеседники часто спрашивают, как программисту устроиться на работу в Испании.


Я немного теряюсь в такие моменты, поскольку не знаю, каким образом мой личный опыт может помочь кому-нибудь еще. Да, я устроился программистом в испанскую фирму. И двое из моих соседей по офису тоже русские. Давайте я попробую рассказать, как это получилось.

1. Поиск работы.

Хоть программистом, хоть риэлтером, хоть уборщицей - распространенный способ поиска работы за рубежом - по знакомству. Для этого, конечно же, лучше уже находиться в стране. Те, кто приехал в Испанию по туристической визе, по студенческой визе или получил ВНЖ без права на работу после покупки недвижимости, имеют в этом смысле преимущество перед теми, кто пытается трудоустроиться через интернет.  Больше общайтесь с соотечественниками, которым удалось зацепиться в Испании, узнавайте их "историю успеха", просите совета - и, может быть, вам подскажут, где есть подходящая вакансия.

В моем случае знакомство сыграло решающую роль. Мой друг и коллега по работе в московской фирме, эмигрировал в Испанию за 5 лет до меня по трудовой въездной визе. Несколько раз звал меня за собой. В 2009 году я наконец решился и повторил его путь, с той разницей, что ехал я уже не на пустое место. Друг рекомендовал меня владельцам фирмы, помог подобрать съемную квартиру, сориентироваться в новой реальности и т.д.

2. Собеседование.

Впервые я приехал в Сантьяго в октябре 2009-го. Дождило немилосердно. Тем, кто представляет Испанию страной вечного солнечного лета, стоит посетить столицу Галисии с ее 200 дождливыми днями в году. "Не переживай, здесь не круглый год так, - успокоил меня мой будущий работодатель и большой любитель пошутить. - Только 10 месяцев в году".

Прежде чем говорить о делах, у испанцев принято "посмотреть друг на друга" и неформально пообщаться за столиком в ресторане. А перед посещением ресторана галисийцы устраивают небольшой поход по барам: заходят в одно заведение, пропускают бокал вина или стакан пива, переходят во второе заведение - и т.д. В третьей по счету винотеке я попросил покончить с прелюдией и сесть где-нибудь "по-человечески". Галисийская кухня прекрасна, что и говорить, традиция подавать вместе с десертом литровые бутылки с ликерами мне тоже приглянулась. Где-то в середине ночи я потерялся на ночной дискотеке, но самостоятельно нашел дорогу до квартиры. И, хотя дождь не прекращался, именно в этот момент я решил, что, пожалуй, смогу выжить в этом городе.

На следующий день состоялось собеседование. Оценили мою квалификацию, обсудили зарплату - и я уехал обратно в Москву на долгие полгода.

Почему так надолго?


Мобильное приложение по продаже дешевых авиабилетов - это собственная авиакасса в вашем кармане или сумке. Она вас никогда не подведет, т.к. ведет поиск по 728 авиакомпаниям мира, сразу отслеживает горящие спецпредложения на авиабилеты, показывает вам самую низкую цену на нужные даты. Покупайте билеты прямо из своего смартфона!


3. Прием иностранца на работу в Испании.

Не так просто принять на работу иностранца, когда в стране около 21% дееспособного населения страдают без работы. Трудоустраивать своих нужно в первую очередь, это справедливо. Иностранец может претендовать на рабочее место, только если работодатель сумеет доказать, что именно для этой работы не найдется ни одного испанца с подходящей квалификацией.

Часто бывает, что владелец фирмы и рад бы взять в штат мигранта, но никак не получается объяснить комитету по труду, зачем ему нужен именно русский электрик. Что он умеет такого, чего не умеют его безработные испанские коллеги?

В конторах по продаже недвижимости или закупке оборудования с этим проще. Среди наших клиентов много россиян, поэтому нам необходим продавец со знанием русского языка и психологии. Или: мы часто закупаем оборудование в России, поэтому нам нужен специалист, знающий, как там делаются дела и имеющий возможность свободно перемещаться внутри РФ.

Подобную вакансию, хитрым образом адресованную конкретному соискателю, работодатель должен опубликовать и выждать определенное время, чтобы на нее не откликнулся никто из граждан Испании.

Программисты в Испании востребованы. Но в стране хватает своих безработных, прошедших курсы Дельфи, С++ и Оракла. Поэтому, если вам повезло найти фирму, которая в вас заинтересовалась, хорошо бы в вакансии указать дополнительное умение, которым вы владеете (и можете это доказать, например, переведя на испанский название дипломной работы) и которое делает вас уникальным специалистом. Например: "владеть навыками распознавания звучащей речи" или "уметь обсчитывать фракталы".

Все иностранцы в моей фирме обладают эксклюзивными научными знаниями, каждый в своей области. Не только на бумаге, но и на практике, так что можно сказать, что программисты они только во вторую очередь.

Если все прошло успешно, и никто из испанцев не откликнулся на адресованную вам вакансию, то можно оформлять

4. Трудовой предконтракт.

Это еще не контракт, а только обещание работодателя взять вас к себе, в случае если ваше разрешение на проживание с правом на работу будет одобрено. С этим документом уже можно оформлять одноразовую въездную визу в консульстве и брать билет в Испанию в один конец. После приезда в полиции вам оформят ваш первый ВНЖ. Но выходить на работу вы можете, не дожидаясь его оформления. Так, за последние 20 лет я был безработным всего два дня, которые ушли на переезд.

Однако найти работу и оформить ВНЖ и трудовой контракт - это только полдела. Теперь вам нужно пережить

5. Первый год в Испании.

Я выделил этот промежуток времени, потому что он не похож на все остальные. Первый год самый трудный, и не только потому что вам нужно осваиваться на новой работе и все вокруг говорят на незнакомом языке. В первый год с вами не будет вашей семьи (ради которой вы, скорее всего, и затеяли переезд). То есть семья будет приезжать, но по туристической визе, т.е. не больше 180 дней в году, а поскольку дети все еще привязаны к российскому учебному году, то и того меньше.

Во-первых, жить на две страны всегда дорого, во-вторых, одиночество - сволочь. К сожалению, не все семьи благополучно переживают год раздельной жизни, у меня перед глазами есть несколько печальных примеров. Но таков закон. Только проработав в Испании год и подтвердив свой ВНЖ работник может начать процесс воссоединения с семьей, который тоже требует времени. Моя семья переехала в Испанию через 1 год и 4 месяца после меня.

Приезжающие в Испанию по учебной визе могут сразу везти в собой семью. Но они не имеют права на работу.

Те же, кто имеет трудовой контракт, обеспечивают правом на работу не только себя, но и членов семьи. Трудно только первому. Воссоединившиеся с ним супруг-супруга и дети тоже получают право на работу (дети - по достижении 16 лет).



Мобильное приложение по продаже дешевых авиабилетов - это собственная авиакасса в вашем кармане или сумке. Она вас никогда не подведет, т.к. ведет поиск по 728 авиакомпаниям мира, сразу отслеживает горящие спецпредложения на авиабилеты, показывает вам самую низкую цену на нужные даты. Покупайте билеты прямо из своего смартфона!
 

6. А сейчас как дела?

Да вроде неплохо пока. Старшая дочь учится на журналиста международника в Мадриде и по вечерам подрабатывает официанткой. Средняя пошла во второй класс старшей школы. Младшая, родившаяся уже здесь, тоже пошла в школу, не дожидаясь трех лет.

Я все на той же работе. В Россию приезжаю с удовольствием, но возвращаться пока не тянет. Потянет - вернусь. Все же в наших руках.


Отель в  любой стране лучше всего бронировать, скачав приложение Hotellook.
Все
 предложения от официальных сайтов отелей и агентств бронирования Agoda, Booking.com, Островок, Hotels.com,  и многие другие — в одном приложении Hotellook. На вашем смартфоне вы сразу увидите, чья цена ниже на нужные вам даты. И никогда не упустите горящее предложение.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий