среда, 23 сентября 2015 г.

Гражданство на продажу

отсюда
Растущий спрос на альтернативное гражданство и ВНЖ порождает предложение: все больше стран разрабатывают программы по привлечению в ряды своих граждан состоятельных инвесторов. Однако экономические выгоды для государств от таких программ далеко не всегда очевидны.
Сегодня все больше стран предлагают программы инвестиционной иммиграции, которые дают возможность получить гражданство или резидентство за существенный вклад в экономику государства. Рынок инвестиционной иммиграции обширен и охватывает широкий спектр вариантов – от «гражданства за наличные» до совершения инвестиций в местный бизнес или недвижимость.
Но какую пользу упомянутые программы приносят правительствам? В теории выгода стран очевидна. Правительства получают возможность направлять инвестированные денежные средства на социальные нужды, улучшение инфраструктуры или погашение дефицита. Программы могут использоваться для привлечения инвестиций, которые создают рабочие места в частном секторе. В небольших странах подобный доход весьма существенен.
На практике же политики зачастую выказывают недовольство в отношении полученных результатов. В то время как небольшие страны с масштабными инвестиционными программами привлекают солидные поступления, деятельность инвесторов в крупных странах (Соединенных Штатах или Великобритании) не более чем капля в море по сравнению с размером экономики.
Разработка программ с целью максимального увеличения экономической выгоды непроста, а убедительные доказательства их эффективности обычно отсутствуют. Великобритания предоставляет право проживания инвесторам, которые приобретают простые процентные правительственные облигации, – экономический эффект данной сделки для Великобритании стремится к нулю. Несколько европейских стран, в частности Латвия, Португалия и Испания, прописывают в требованиях лишь покупку жилой недвижимости.
Выгода здесь также довольно ограничена, в выигрыше остаются разве что риелторы и агенты. Программы, требующие инвестиций в частный сектор (например, американская виза EB-5), немногим более перспективны. Но экономические последствия даже этой модели с трудом поддаются оценке. Легальные требования оказывают ограниченное влияние на инвестирование и реальное создание ожидаемого количества рабочих мест, в особенности с тех пор, как заявители имеют возможность забрать вложенные средства после получения постоянного вида на жительство или гражданства.
Наиболее очевидный экономический эффект обеспечивается теми программами, которые требуют наличных выплат в пользу правительства или национальных фондов развития. И хотя нет гарантии того, что правительство рационально распорядится полученными средствами, данная модель обладает двумя преимуществами перед альтернативными вариантами. Во-первых, правительства точно знают, куда расходуются деньги и на что они направляются. Во-вторых, взносы не подлежат возврату. Прозрачность такой модели делает ее противоречивой и непопулярной, обостряя общественные сомнения в уместности «продажи гражданства».
Не все инвестиционные программы можно в точности описать как «иммиграция». Одни не выдвигают никаких условий относительно сроков пребывания в стране, другие вменяют в обязанность лишь кратко­срочные визиты продолжительностью в несколько дней в году. При рекламе подобных программ основной упор нередко делается на возможности безвизового посещения других стран. Широко известные примеры: программы «Гражданство через инвестиции» Сент-Китса и Невиса и ряда других стран Карибского региона, которые стали относительно неплохими инструментами для безвизовых туристических и деловых поездок по всему миру. Большинству государств пришлось бы постараться, чтобы заманить инвесторов условием фактического проживания в стране.
Странам с минимальными требованиями к проживанию следует проявлять особую бдительность в целях защиты репутации своих программ. Строгая процедура проверки, призванная выявить заявителей с криминальным прошлым или вовлеченных в денежные махинации, помогает снизить репутационные риски, которые (при самом худшем раскладе) могут отбить у других желание разрешать безвизовый въезд гражданам данной страны. Процедура проверки гораздо более доскональная, чем большинство государств требуют для туристических или деловых виз. Однако и у нее есть свои ограничения, из-за чего невозможно полностью исключить риск одобрения неподходящих кандидатов.
Каково же будущее инвестиционных программ? Растущий спрос со стороны нового класса состоятельных людей, в частности из Китая, стимулирует активное развитие инвестиционных программ в обозримой перспективе. Правительства торопятся реализовывать новые программы, и практический опыт других стран будет приобретать все большее значение. Популярные юрисдикции с многолетними программами, такие как Австралия или Канада, в недавнем времени изменили свою политику по этому вопросу и сейчас ищут новые возможности для привлечения иммигрантов ради солидного экономического вклада. Правительства продолжают пересматривать пути инвестиционной иммиграции, на рынок выходят новые страны. Перед ними будет стоять непростая задача: сохранить целостность и репутацию программ, более наглядно демонстрируя их экономическую выгоду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий