вторник, 5 сентября 2017 г.

Public schools: как устроены государственные школы в США

Лилия Ким, писательница и кинодраматург из России, проживающая в Лос-Анджелесе, а также мама школьницы Сони, поделилась в соцсети своим личным впечатлением об американской системе бесплатного школьного обучения.
School

Про первый день в американской public school. У нас он был 22 августа. Тут во всех школах по-разному начинается учебный год. В прошлом году я производила всякие сложные маневры - как бы переехать в район, где лучшие public schools - это бесплатные, которые обязаны принять ребенка по району. Школы в Америке содержат на налоги с недвижимости, поэтому принцип такой -
чем дороже недвижимость в районе, тем больше денег на одного ученика в школе. Где-то 6 тысяч в год на ученика получается, а где-то 29. Разница в качестве учителей. Чем дороже учителя - тем лучше они учат - тем выше средние баллы - тем больше поступают в университеты Лиги плюща. Лучшая средняя школа, куда мы пошли, выглядит как обычная московская. Ну, только с двумя стадионами, баскетбольным ангаром, бассейном, огромной библиотекой. Но без дизайна всякого вообще и ремонта. Стены крашеные, бетон, мебель - антивандальный вариант. Пойти в хороший паблик это тут прямо операция. Нужно притащить кучу бумаг, что ты правда имеешь право ходить в школу в этом дистрикте. Что у тебя собственность или аренда, счета на газ и электричество на твое имя, ID с адресом или бумажкой из DMV что ты официально изменил место жительства (тут тоже есть прописка, да, правда делать с ней все можно электронно), два письма с разных адресов от разных отправителей на твое имя не старше месяца. И если кто-то стукнет, что на самом деле ты в другом районе живешь, а это все подделал - будет позор, товарищеский суд, изгнание ребенка из школы хоть в середине года по-любому.
Первые два года мы учились в недорогой частной школе за 12,5 тыс. в год, а на третий вот решили уже социализироваться по полной программе. И пошли. И вдруг оказалось, что в паблике учебники покупать не надо их выдают. В прошлой школе комплект всего для учебы - учебники, всякие принадлежности для арта и науки был еще 2,5 тыс. в год.
А тут для бесплатной школы оказалось что купить надо только:
- блок для бумаги (папка с кольцами, куда сменные блоки вставлять) - он один по всем предметам с разделителями, типа 6 долларов;
- физкультурную форму с символикой школы - у нас львы там какие-то - 8 долларов комплект шорты + футболка, я два взяла, чтобы со стиркой не париться;
ну в общем и все.
Дневник, он же планер, он же справочник по всем школьным правилам и нормативам выставления оценок, с описанием стандартов сдачи работ, календарей, этики, как пользоваться всем, что в школе есть, последовательность решения споров - короче все - им выдали. Такой талмуд А4.
Бумага - сменные блоки, ручки, карандаши, цветные карандаши, короче вся канцелярия - в школьном магазине за какие-то копейки как бы продается, но покупать ее где-то еще смысла нет. Там они по мере надобности ее добирают - типа блок на 100 листов - доллар, ручки - три за доллар, короче спецценик на все школьный, без наценки и налогов.
В общем, отправить ребенка в школу мне в этом году обошлось в 22 доллара. И 4 тыс. аренды в месяц, против 2-х, что были в другом районе. Без таких хороших public schools. Но и не 72 тыс. в год за хорошую частную, которые начинаются на старших классах средней школы и для high. В Америке - начальная (elementary), средняя (middle) и старшая (high) школы - это разные учреждения. Хитрый план)
Классов у них постоянных нет. У каждого свое расписание, и они в разных составах на разных уроках. Человек по 30-40. Ребенок неделю ходит в восторге от учителей - какие они крутые, как все интересно. Что на химии им дают все взрывать и поджигать, а учительница по науке говорит "я здесь не для того, чтобы стать вашим любимым учителем, а чтобы вы полюбили науку". Ну и остальные предметы так же - интерактив, обсуждение, дисциплина.
Есть советник по обучению - который помогает построить оптимальный процесс подготовки к тестам и отладить свое расписание. Если какие-то уроки неинтересны - можно оставить минимум, который необходим для сдачи всяких общих, обязательных тестов, а то что интересно - увеличить и углубить.
Физкультура - ад. Каждый день. Обязательно записаться на какой-то командный вид спорта и на индивидуальный. Показывать результаты. Виды можно менять - хоть каждый месяц. Пока не найдешь подходящее.
Ланчи по 3 доллара, но если семья имеет право на дотации какие-нибудь - то по доллару. Ланч - типа сэндвич, йогурт, сок. Наша школа заморочена, чтобы все organic было.
Вода бесплатно в любом количестве.
Смартфонами нельзя пользоваться. Библиотека бесплатно - в ней есть все. Не только книги, но и фильмы, журналы, архивы газет всякие.
Есть что-то вроде труда - учат готовить, чинить бытовую технику, расчитывать бюджет, планировать покупки, убирать и т.д.
Подробнее про запрет делать уроки с детьми. Конкретно про снятие или хотя бы уменьшение стресса детей и родителей по поводу обучения насколько это возможно. Еще в прежней школе на мой вопрос "что я могу сделать, чтобы помочь Соне быстрее адаптироваться?" - меня тут же попросили не делать ничего. Особенно не делать с ней уроки и вообще не вмешиваться. "Единственное, что вы реально можете сделать - это не добавлять ей стресса своим беспокойством". Особенно это относилось ко мне и китайским родителям. Нам объяснили, что контролируя процесс обучения и делая уроки вместе с ребенком, мы прививаем ему чувство беспомощности - что сам он не справится, стрессуем его необходимостью еще и нам угождать успешностью своей адаптации и лишаем радости достижения, когда получается. Мол, ваше обучение уже закончено - учится она. И от вашего вмешательства никакой пользы кроме вреда. "Ничего кроме синдрома самозванца вы не тренируете у ребенка таким образом", - строго сказал мне учитель истории, работавший в прежней школе. Потом я узнала, что у них целая практика преодоления этого явления, правда возникла она в связи с Asian American society limitations. Китайцы, мол, дико стрессуют детей семейным контролем процесса учебы, и это, как разные исследования показали - вредит. Мол, даже одаренные дети в условиях этого прессинга добиваются чего-то совсем не благодаря, а вопреки ему. А обычные так и вообще - показывают результаты ниже, чем очевидно способны.
В новой школе нас встретили точно также. Выдали расписание. На мой вопрос, что я могу сделать - мне предложили побыть волонтером на школьном пикнике или пожертвовать на обновление газона футбольного поля. Когда выданный Соне шкафчик не открывался - замдиректора школы vice principal, который следил, чтобы все шло без напряга, сказал все то же - давайте срочно уменьшим ваш стресс и пошел с нами разбираться с локером. Нашел работающий, сам все проверил. Потом я спросила его - должна ли я к первому учебному дню поменять черно-красный цвет Сониных волос на более натуральный или хотя бы менее вызывающий?
- Что в этом вызывающего, мэм? - поинтересовался замдиректора. - У меня две дочери. У одной волосы синие, у другой фиолетовые.
- Эээ... Ну раз вы окей с этим, звучит очень успокаивающе, - говорю я.
И тут меня снова призвали ни о чем не волноваться, не добавлять стресса ей и себе, потому что мы только что переехали, Соня идет в новую школу - это все очень-очень большой стресс, поэтому давайте не будем его увеличивать. Занимайтесь, мол, своими делами, мэм. Не заставляйте вашего ребенка плюс ко всему, что ей сейчас предстоит преодолеть, волноваться еще и о вашей реакции. При всем уважении, мэм - школа не является зоной вашей ответственности или компетенции. Мы благодарим вас за доверие и обычно оправдываем его. Не без гордости, уверенным голосом заверил меня замдиректора в шортах, майке и стоптанных кроссовках, с выцветшими татухами на руках.
Тут я вдруг поняла, что меня дико стрессовало в исторически сложившейся практике взаимодействия со образовательными учреждениями в России - это вот именно нарушение границ и смещение зон компетенций. Что на семью зачем-то складывали часть функций школы - учить, контролировать, мотивировать, оценивать и т.д., а от школ и детсадов постоянно ожидалось исполнение функций семьи, что учительница будет как мама, а физрук и трудовик как мудрый батя.
Первую неделю вновь прибывшим ученикам объясняли правила. За что их будут оценивать и как. Никого не заставляли рассказывать о себе, не строили, не выделяли. Всех просто собрали и просто пошел процесс. Рутинно, спокойно. Чем меньше что-то специально выделяется - тем меньше стресса. Ну начали учебный год и начали. Ну новая школа и новая. Обычные дела. Ничего особенного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий