воскресенье, 4 мая 2014 г.

Уехав в Германию, мы попали в Советский Союз

Сегодня в гостях у портала "Окно в Россию" бизнесмен Вадим Ненашев. В Харькове у Вадима и его семьи был свой ресторанчик и даже мельница... А вот что вынудило его вместе с семьей покинуть родной город, что думают немцы о ситуации на Украине, и как в Германии работает программа по переселению, читайте в сегодняшнем интервью

Profile: Вадим Ненашев, бизнесмен, в Германии с 2004 года
- Вадим, Вы достаточно давно живете в Германии. Что стало причиной переезда?
- Сложилось все как-то вдруг, как обычно и бывает. Наш хороший приятель, который занимался в Германии бизнесом и уже там обосновался, предложил сделать документы, так как мы попадали под программу эмиграции в Германию: «Сделайте, - говорит, - на всякий случай, мало ли как жизнь сложится, вам это особо ничего не будет стоить». И действительно пакет документов собрали быстро. Переезжать в Германию мы не собирались, поэтому делались они без особой необходимости. Тем более на Украине, в Харькове, у нас был свой семейный бизнес.

Но в определенный момент сложились обстоятельства, скажем так, несовместимые с ведением этого бизнеса. У нас появились долги, и в один "прекрасный" момент нужно было все продать. А оказаться с "голой попой" на Украине: практически без жилья, без средств к существованию, не хотелось, да и страшно. Как раз к этому времени и были готовы документы. В общем, все как в сказке.
План у нас был такой: давайте сейчас уедем, посмотрим, определимся на каком мы свете, а дальше уже будем решать. Родители у меня пенсионного возраста, несмотря на то, что они еще работали: у нас был свой ресторанчик, была своя мельница, короче, было чем заняться. Но, к сожалению, мы потеряли абсолютно все, что заработали непосильным трудом. Это стало основной причиной переезда. Если бы не обстоятельства, которые повлекли закрытие нашего дела, то, возможно, мы бы в Германию не приехали вообще.
- А Вы на тот момент были уже знакомы с Германией, знали куда едете?
- До переезда мы никогда не были здесь, и во многом рассчитывали на помощь нашего приятеля, который помог с документами. К сожалению, он погиб в автомобильной аварии, но его совет изменил всю нашу дальнейшую жизнь. 
Когда мы приехали в Германию, и автобус нас высадил там, где нам было предписано, нам пришлось ночевать в общежитии с двухспальными кроватями. У папы тогда закралось сомнение, а правильно ли мы сделали, что сюда приехали вообще. Люди, которые нас встречали, думали, что мы беженцы: носили нам консервы, какие-то вещи. Наверное, кто-то так и приезжал, когда у них совсем нечего было есть, но мы к такому не были готовы. В общежитии мы прожили пару дней, где на выбор нам предложили два города для проживания, ни об одном из них мы ничего не знали. Нам порекомендовали Бад-Кройцнах, мы и поехали. Это действительно был красивый, чистый городок с населением всего 50000 человек. Судя по рассказам о других местах, нам на самом деле повезло, так как в других регионах общежития выглядели не так аккуратно как там, куда мы попали.
- Друзьями сразу начали обрастать?
- Когда мы переехали в Бад-Кройцнах, там было много соотечественников из разных стран. Это был своеобразный Советской Союз: никто не обращал внимания, кто ты и откуда приехал, не имело значение и какой ты национальности, все были приветливы, все друг другу помогали. На тот момент языка у нас не было, поэтому с местными жителями сложно было сразу налаживать контакт. Мы в основном общались с теми, кто уже устроился, кто жил там, например, лет десять. Никаких высказываний, негативных эмоций я на себе не почувствовал. Единственное, что неприятно удивило, так это социальная служба при общежитии, в которой работали две русские женщины, которые давно жили в Германии, и одна немка.
И вот немка гораздо лучше относилась к нам, приезжим, чем те русские. Они, конечно, делали свою работу, но это все было с неким высокомерием. Я не могу сказать, что они палки в колеса вставляли, но вот эта недоброжелательность оставила осадок. Я бы понял, если бы они были местными, но они же наши, русские. Это было непонятно не только мне, но и всем, кто там жил.
- А как у Вас на тот момент обстояло дело с языком, легко ли он Вам давался?
- Какой-то бытовой язык появился более менее быстро, и до определенного уровня давался достаточно просто. Нам дали интеграционный курс на полгода, каждое утро мы садились на электричку и ездили в соседнюю деревню в школу. Туда съезжались из нескольких близлежащих городов. Курс довольно неплохой, но что удивило: преподавание вели как сами немцы, так и наши соотечественники, говорящие на немецком. И вот немцы преподавали качественнее, понятнее, чем наши, русскоговорящие. То есть элементарный страх перед тем, чтобы спросить, который час, например, или что сколько стоит, пропал. Но этого было недостаточно, чтобы свободно заговорить.
Язык - это непросто. Я по роду своей деятельности общаюсь в основном с русскоязычными населением. Мы переехали в другой город, здесь живем уже десять лет, но у меня в принципе все друзья и знакомые - русские. Чтобы разговаривать на немецком, надо общаться на нем. Но проблема в том, что все эти десять лет у меня не было надобности разговаривать на немецком языке, кроме как на курсах. Естественно, если мне нужно пойти в организацию и объясниться, конечно, мы сможем понять друг друга, но сказать, что я немецкоговорящий - не могу. Хотя я работаю над этим. 
- Многие наши соотечественники говорят, что при переезде сильно понижается социальный статус, не все могут реализовать себя. Вы смогли найти себя?
- На сегодняшний день не могу сказать, что я самореализовался в полной мере, что на 100% достиг того, чего хотелось - я на пути к этому. По поводу статуса – люди разные. Я всю свою сознательную жизнь был предпринимателем на Украине, занимался бизнесом. Я работал руками только, когда учился в техникуме, на практике. И разницу в статусе, конечно, почувствовал: там я был директором, а приехал сюда и стал никем. И чтобы здесь стать кем-то - нужно многое сделать и, в первую очередь, нужен язык. Если бы у меня был прекрасным немецкий, я бы себя здесь нашел без проблем, мне так кажется.
Что касается окружающих, здесь мало тех, кто серьезно понизил свой статус. В основном те люди, которые приехали, ничего особенного и не имели в своих городах. Если человек был рабочий, то он и там не видел и не знал богатой жизни. Подавляющее большинство работают, они имеют дома, выплачивают кредиты, ездят в отпуск. У них все нормально: еда, обстановка в доме, машина, но это не является роскошью, - я на Украине потерял большее.
- А чем сейчас занимаетесь?
- Я помогаю нашим людям определиться при заключении договоров на подключение телефонов, Интернета, сотовой связи, работаю в качестве продавца-консультанта. Кроме этого, параллельно пытаюсь наладить свой бизнес – медицинский туризм - для людей, которые бы хотели пройти обследование в немецких клиниках. Это довольно серьезная ниша. В Германии, даже в совсем маленьком городке, больницы и клиники оснащены по последнему слову техники. Они имеют все необходимое оборудование для полного обследования и даже для проведения операций практически любой сложности. Персонал – это, конечно, вопрос другой. Моя задача договориться с конкретной клиникой и помочь пациенту пройти это лечение: перевод, трансфер и тому подобные вещи.
- То, что происходит на Украине, беспокоит многих людей, и Германия не остается в стороне. Что говорят об этом Ваши друзья?
- На самом деле большинство немцев в курсе того, что происходит. Немцы видят, что это сделано искусственно, знают, что это Америка и Европа решают свои вопросы, что людей просто используют. Большинство немцев это понимают, а вот многие на Украине, чему я был, честно говоря, удивлен, не понимают этого. Как будто людей зомбировали. Изначально, люди понадеялся, что, убрав старую власть, придут новые люди, которые будут работать на благо страны и своего народа. Многие в это искренне верили. А сейчас, когда одни воры-олигархи сменили других, люди оказались в определенном недоумении, они подсознательно понимают, что те, кто пришел сейчас к власти, ничего в стране не изменят. Народ себя чувствует обманутым. Чаще звучат речи о новом Майдане. Вся эта ситуация еще не разрешена. Она еще в процессе и, возможно, что самое страшное еще впереди. Не удивлюсь, если людей доведут до гражданской войны.
- А в плане Крыма?
- Я на данный момент гражданин Украины. И, как гражданину Украины, мне неприятно, что часть все же украинской территории, пусть она раньше и была российской, перешла к России. С точки зрения людей, которые живут в Крыму, а я много общался, читал, смотрел, узнавал, они искренне рады, что перешли под юрисдикцию РФ. И с точки зрения отношения человека к человеку, я считаю, что это правильно. Я не думаю, что крымчанам было бы лучше, если бы они остались Украиной. Сейчас у них другой уровень зарплаты, им начали выплачивать пенсии. Для людей проживающих там - это хорошо. Это не только мое мнение, здесь, в Германии, так считают многие. Я слышал от своего знакомого такую фразу: «шкурный интерес победил». Но это и понятно, человек ищет, где лучше. И если людям лучше с российским паспортом – ничего с этим не поделаешь. К сожалению, Украина ничего им подобного не предоставила, это первое. А, во-вторых, если бы был какой-то патриотизм, если бы люди верили в Украину, верили в украинское правительство, – я думаю, итоги референдума были бы совсем другие. Веры в украинское государство у крымчан не было. Поэтому мне сложно выразить свое отношение в полной мере, по-человечески - я за людей рад, как гражданину Украины – мне где-то в душе неприятно.
- Немецкий менталитет достаточно холодный, сдержанный, темпераменты совершенно разные. Вы не скучаете по той душевности, которая была в Вашем родном городе?
- У меня здесь много знакомых, друзей - они русские, они в душе русские. Мы родились все в советской стране, мы во многом похожи и менталитет в том числе. А с чистыми немцами, которые здесь родились и выросли, я практически не общаюсь. На Украине у меня остались и родственники, и друзья, я по ним скучаю. Здесь мы приобрели немного другой круг знакомых, это тоже приятные и замечательные люди. Жизнь не стоит на месте, так сложились обстоятельства, что нам пришлось поменять страну проживания. Иногда мы приезжаем на Украину - раньше чаще, сейчас реже бываем. Человек привыкает ко всему. Здесь свои заботы: надо думать о том, как жить, как зарабатывать, как отдыхать. Поэтому грустить особо не приходится.

Оригинал публикации: Окно в Россию       

Комментариев нет:

Отправить комментарий