пятница, 16 марта 2018 г.

Переезд в Голливуд

 Дизайнер из Украины Юрий Ленц о различиях Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, специфике трудоустройства в крупных компаниях и небольших стартапах и американском образе жизни.
Source.
Я родился и вырос в Херсоне. Занявшись дизайном в 2008 году, пару лет спустя я вместе с такими же увлеченными ребятами из моего города стал фанатом TheFWA (крупная онлайн-премия за интерактивный дизайн — vc.ru) и восхищался проектами, которые там публиковались.
Среди них были и сайты голливудских блокбастеров, созданные в Watson DG — одной из самых титулованных студий. Тогда я не мог и представить, что через пять лет сам войду в состав жюри TheFWA, а еще через два года стану Interactive Art Director в Watson DG и буду работать в центре Лос-Анджелеса.
Об Америке я стал думать шесть лет назад, когда переехал в Киев. Панорамы закатов на набережной Санта-Моника и пляжей Venice стояли у меня перед глазами, а мысли о постоянном лете не шли из головы.

В 2014 году мечты превратились в конкретный внутренний запрос: «Хочу жить в Лос-Анджелесе и делать сайты для Голливуда». Вполне естественное желание для человека, амбиции которого были воспитаны американским кинематографом.
Пафос этой индустрии трудно переоценить. Я всегда испытывал восторг от того опыта, который можно получить, просто зайдя на сайт фильма. При работе в украинских студиях часто хотелось дистанцироваться от происходящего. У меня никогда не было токсичных клиентов, но через вкладку браузера я совершал свой личный побег в другую реальность.
Получая награды, меняя агентства, позже я полностью переключился на разработку продуктов, где с сайтами рекламных кампаний приходилось сталкиваться реже. Я забыл о своей мечте до 2016 года, пока она не стала реальностью.

Сан-Франциско или Лос-Анджелес

К моменту переезда у меня было два предложения: позиция Product Designer в Fantasy Interactive (агентство UI/UX-дизайна с офисами в Нью-Йорке и Сан-Франциско — vc.ru) и Interactive Art Director в Watson DG. Несмотря на то, что последние два с половиной года я занимался исключительно разработкой продуктов для стартапов, я выбрал Лос-Анджелес.
Я рассуждал так: «У меня уже есть опыт в продуктовом дизайне, более того, я даже стал сооснователем одного шведского стартапа. Этим я смогу заниматься и удаленно. Но смогу ли я удаленно работать с Голливудом?». Так и вышло: со своими клиентами я работаю удаленно, а с заказами от киноиндустрии — в студии.
Выбор был очевиден: сыграли свою роль и скверная погода Bay Area, и необходимость снимать комнату вместо квартиры, и давно забытая мечта о бесконечном лете, вдруг заигравшая новыми красками. Я купил билет в одну сторону и вместо Сан-Франциско отправился в Лос-Анджелес.
Позже я обнаружил ряд существенных отличий между двумя городами:
  • Лос-Анджелес не выглядит мегаполисом, жизнь этого города сосредоточена в современном искусстве, торговле и киноиндустрии. Профессиональное сообщество в основном состоит из графических дизайнеров, художников, мультипликаторов и 3D-аниматоров. Здесь мало кто интересуется технологиями и дизайном продуктов.
  • При одинаковом уровне дохода в Лос-Анджелесе можно позволить себе сравнительно больше, чем в Сан-Франциско. Здесь не так жарко, как говорят, и почти во всех жилых комплексах есть бассейны.
  • Сан-Франциско — это больше Европа, чем США. Общая атмосфера и развитая инфраструктура мегаполиса делают его очень привлекательным для туристов. В Лос-Анджелесе можно увидеть настоящую «одноэтажную Америку»: в этом городе сильнее всего ощущается её колорит, а ближе к июлю океан прогревается достаточно для купания.
  • В Сан-Франциско и Кремниевую долину обычно едут за корпоративной культурой и строчкой в резюме. Попасть в действительно крупную компанию без американского опыта работы сложно, но «бренд» города настолько силен, что участие даже в небольших стартапах открывает широкие возможности для дальнейшего трудоустройства по всему миру.
  • В Долине тепло и не так пасмурно, а жилье здесь стремится к уровню Лос-Анджелеса как по комфорту, так и по стоимости. Однако будьте готовы к полуторачасовым поездкам на работу и домой.

Soft-иммиграция

Для переезда в США обычно требуется $10-15 тысяч. Я слышал и о тех, кто приехал с $500 в кармане. Однако в этом материале я хочу посоветовать, как переехать наиболее безболезненно:
  • Постарайтесь найти работу, ещё будучи на родине, подпишите договор и будьте готовы начать через неделю после прибытия. Сделайте себе номер штата, куда собираетесь ехать. Skype и Google предоставляют такие услуги. Без номера телефона нет смысла даже рассылать резюме.
  • Обязательно снимайте жилье в пешей доступности от работы. Без номера социального страхования (Social Security Number, SSN) при проживании в обычном жилом комплексе придётся заплатить около $2000 за квартиру с одной спальней и коммунальные услуги и около $2500 в качестве депозита.
  • Ищите жильё на Hotpads, Radpad, Zillow. Обычно приезжие снимают апартаменты, это не намного дешевле, но привычнее, чем жить в домах. Только через полгода понимаешь, что второе всё-таки приятнее.
  • Выбирайте апартмент-комплексы: в них есть парковка, бассейн, спортзал и огороженная территория. Это дороже, но избавит от затрат на систему охраны.
  • Бумажная почта — это ключ к оформлению любых документов. Без адреса проживания и возможности получить почту вы не сможете оформить документы, банковские карты и нормально существовать в Америке.
  • Если вы сняли жилье возле работы, не торопитесь покупать машину. Хороший автомобиль за $1000 купить нельзя, а приемлемую кредитную ставку вы сможете получить только через полгода.
  • Вопреки общему мнению, общественный транспорт в Лос-Анджелесе развит хорошо. Uber и Lyft помогут, если лень ждать автобуса. Машина нужна не столько из-за расстояний, сколько из-за жары. Старайтесь найти работу ближе к океану или в центральной части города — в этих районах достаточно умеренная температура воздуха.
  • Открывайте кредитную карту, не дожидаясь получения номера социального страхования. Многие считают, что без SSN можно получить только secured credit card — карту, куда ты кладешь свои деньги и берешь их у себя в кредит (так американская банковская система воспитывает в тебе благоразумного гражданина). Это убеждение не всегда верно. Мне удалось получить полноценную кредитную карту с лимитом в $1500. Она пригодится, чтобы выгоднее снимать апартаменты у частных арендодателей или получить кредит на машину или дом с хорошим процентом.
  • Поначалу оформлять страховку необязательно. Штрафы за её отсутствие начнут приходить только через два месяца после прибытия. Однако у вас должно быть до $500 в месяц на health-, vision- и dental-планы. Страховка нужна для покрытия расходов на реанимацию (emergency room). Если что-то случится, счет за эти услуги может составить десятки тысяч долларов. Существуют планы, где можно платить только за emergency room, но это выбор каждого. В любой план страхования входит ежегодное обследование (даже самые дорогие программы не избавят вас от необходимости платить по $15-30 за анализы и посещение врачей).
  • Еще до въезда в постоянное жильё закажите матрас и прочие необходимые вещи. Обычно доставка занимает около четырех или пяти дней (даже при заказе в магазине через дорогу).
  • Готовьте дома. Обедайте там же. Так вы сэкономите деньги и избежите проблем с пищеварением. Большинство офисных работников питаются в фудтраках, поэтому если вы были любителем уличной еды на родине — эта страна для вас. Здесь в людях сочетаются любовь к вредной пище и стремление вести здоровый образ жизни. Америка — страна латиноамериканской и азиатской кухни, славянское и европейское меню здесь не столь популярно.
  • Учтите, что подключение домашнего интернета занимает около пяти дней, а его качество вернет вас в 2009 год. Это касается и мобильного интернета (примерно $100 в месяц за два номера и безлимитный тариф на всё): максимальное разрешение видео при комфортном просмотре — 720p. Телефонные номера здесь часто продаются повторно, поэтому будьте готовы принимать звонки и SMS от незнакомых людей.
  • Резюме: семье из двух человек понадобится около $3500 в месяц на оплату аренды, счетов, интернета и мобильной связи, вызов такси по выходным и покупку одежды.

Подготовка к карьере в США

Став креативным директором в 23 года, я советую: не спешите. Амбиции — это хорошо, но до переезда в Америку стремитесь занимать должности ниже, но в крупных компаниях. В гениев мало кто верит, в США важна выслуга лет. Это одна из причин, почему здесь так много предпринимателей.
Старайтесь работать в актуальных сферах: интернет вещей, финансы, медицина, образовательные технологии, SaaS. Получайте награды не для гордости, а для установления связей.

Для digital-дизайнеров

Вместо десяти концептов лучше запустить один проект в конкретной сфере. Фокусируйтесь на Dribbble, Behance и Medium, получайте награды на Awwwards. Создавая концепты, делайте это эффективно: переосмысляйте функции существующих продуктов, внедряйте актуальные технологии.
 
Пример концепта в дополненной реальности для Airbnb
Создавайте концепты и оформляйте их как реальные продукты, чтобы научиться мыслить комплексно, как это делает Product Owner. 70% всех стартапов — это лендинги и проекции будущих продуктов, а не работающие сервисы (например, Gofor: Drones On Demand).
Если вы хотите работать с Голливудом, делайте акцент на разработке идей и сторителлинге, графическом дизайне как компоненте интерактивного дизайна, работе с масками, текстурами и типографикой. Стремитесь получать награды TheFWA и Webby.

Поиск работы и карьера в США

Не думайте, что в крупной американской компании вы продолжите заниматься инновационной деятельностью. Немногие дизайнеры Google, Facebook и Twitter публикуют новые кейсы в своих портфолио.
Это требование NDA (договор о неразглашении конфиденциальной информации — vc.ru), но и показывать нечего, так как они занимаются поддержкой существующих функций с минимальными изменениями. Да, при запуске нового продукта внедряются и новые технологии, но не исключено, что этого вы будете ждать два или три года. В небольших стартапах, напротив, существует возможность выпустить собственный продукт, что открывает двери в крупные компании.
Начинать с нуля нормально. Чем меньше внимания вы уделите своему эго, тем легче будет справиться с адаптацией.
Процесс устройства на работу в американскую компанию занимает около двух месяцев. Американцы подходят к этому основательно, возможно, даже серьёзнее, чем к браку. Как минимум первая часть фразы «Нанимайте не спеша, увольняйте быстро» — про них.
Часто внимание обращают не на навыки кандидата, а на его опыт работы в Америке. Затем работодатели смотрят на cultural fit — насколько вы соответствуете духу компании. Здесь все как в отношениях. Если в вас заинтересованы, вы узнаете об этом почти сразу. А если ответа нет уже неделю, можно написать небольшое письмо с просьбой разъяснить ситуацию, но лучше сразу поставить на вакансии крест.
Аспекты найма в США субъективны и основаны на чужом мнении и опыте. Личные рекомендации помогут преодолеть этот барьер.
К чему готовиться при найме:
  • Телефонный скрининг (короткое интервью с кандидатом — vc.ru), один или два звонка.
  • Личные встречи (три или четыре коротких беседы или пяти-семичасовое интервью).
  • Тестовое задание (Design Challenge для дизайнеров).
  • Background Check (звонок вашему предыдущему работодателю, чтобы проверить рекомендации).
Общие рекомендации при подготовке резюме:
  • Не акцентируйте внимание на опыте фрилансера.
  • Описанием опыта работы служит список достижений на каждой из позиций.
  • Указывайте как профессиональные, так и дополнительные навыки (hard skills, soft skills).
  • Расскажите о опыте волонтерской работы и личных качествах.
  • Объём — не больше двух страниц, а лучше одна.

Особенности общения

Привыкните к американскому произношению, научитесь говорить именно так. Американский английский существенно отличается от того, которому мы учились в школе. Если ваших слов не поняли, никто не станет додумывать их смысл. Объясняйте сразу, не ждите вопросов.
Спрашивая что-то, посмотрите, понимает ли вас собеседник: если вам кажется, что нет, добавьте в вопрос уточняющих формулировок. Нет ничего странного или страшного в том, чтобы приехать в Америку, не владея языком в совершенстве. Часто профессионализм оказывается важнее.
Американцы воспринимают каждый вопрос как отдельную задачу, а любая фраза с их стороны будет включать в себя благодарность. Это существенно отличается от нашего общения, когда, получив ответ от коллег или близких, мы не считаем нужным благодарить за каждую мелочь.
Незнакомый человек никогда не подаст вида, если что-то не так. И на собеседовании, и в обычном общении все будет выглядеть прекрасно. Не увлекайтесь одобрительными реакциями.
Существует шаблон, которого стоит придерживаться в любой коммуникации, и беседуя с водителем такси, и инструктируя подчинённого. Не стоит начинать разговор с конкретного вопроса, если вы еще не виделись с этим человеком сегодня. Нужно научиться вести small talk: только после проявления взаимного интереса о том, как идут дела, и обсуждения чего-либо, известного обоим, собеседники переходят к сути разговора.

Итог

Я уже не испытываю особого трепета, проходя мимо съемочных площадок Paramount Pictures и 20th Century Fox. Мне интересно лишь, буду ли я работать над кампанией для фильма, который сейчас снимают, или нет.
США — это отдельная страна, не похожая на все европейские. Она быстро становится частью тебя: амбиции, стремление к стабильности, комфорту. Здесь все долго и основательно: меньше импульсивности и больше безопасных и взвешенных решений. Больше свободного времени, но меньше чувства собственной значимости.
Спустя полгода ты еще не можешь привыкнуть к тому, что ключ в дверном замке нужно вращать всегда в противоположную сторону, но через месяц уже забываешь запирать дверь на ночь. Америка не делает человека лучше, но даёт возможность снова почувствовать азарт начинать всё сначала.
Метапоисковик авиабилетов. Мы ищем билеты на самолет по сотням авиакомпаний и находим за считанные минуты самые дешевые авиабилеты

Комментариев нет:

Отправить комментарий