вторник, 26 ноября 2013 г.

Монолог эмигранта из Самары, уехавшего во Францию

Франция, Сергей Волков
Мне было 23 года, когда я получил возможность уехать учиться во Францию. С тех пор прошло уже больше трех лет. Сейчас мне 26 и я являюсь студентом третьего курса Русской Духовной Семинарии во Франции и парижского университета Сорбонна. В Самаре я закончил Православную Духовную Семинарию и проучился два года в Поволжской Государственной Социально-Гуманитарной Академии (бывший СГПУ) на музыкальном факультете по кафедре хорового дирижирования и сольного пения. Во время учебы в семинарии и университете я работал регентом православного храма во имя апостола Иоанна Богослова, а так же состоял в коллективе хоровой капеллы «Аура» города Новокуйбышевска. 

Сейчас моими специальностями являются философия и богословие. Конечно же я не оставил занятия музыкой: я руковожу хором духовной семинарии и пою в хоровом коллективе университета. 

Было бы неправильным считать, что я уезжал из России от чего-то. На момент окончания самарской семинарии у меня была возможность по-прежнему заниматься музыкой и продолжить профессиональную творческую карьеру в Самаре или Москве. Признаюсь, мне было нелегко выбирать между творческой деятельностью и тягой к получению высшего образования заграницей. Можно сказать, что и сейчас музыка остается для меня неотъемлемой частью моей жизни, хотя профессионально больше я ей не занимаюсь. Я уезжал, чтобы попытаться найти себя в других, не менее интересных для меня областях самореализации, ну и, конечно же, ради того, чтобы быть ближе к западной культуре, которая всегда меня притягивала. 

Я хочу стать православным священнослужителем, но при этом не оставаться заложником какого-то одного культурно-мировоззренческого пласта или традиции. И в осуществлении этой цели мне помогает моя непосредственная интеграция в общество с иным культурным контекстом. Не хочу сказать, что в России этого невозможно было бы добиться, но при этом возникали бы постоянные трудности с отсутствием стимула, определенной мотивации для самостоятельной работы над собой. Я уезжал со странным ощущением того, что я должен уехать, должен изменить что-то в своей жизни, сделать шаг в сторону новых координат развития своей личности. Мне казалось, что я принесу большую пользу, как член общества, если использую все возможности, которые мне даются Богом. Я рассчитывал добиться прогресса в саморазвитии.

Как только я приехал во Францию, меня не покидало чувство ожидания перемен. Однако с течением некоторого времени я начал понимать, что они не произойдут сами собой. Я сам должен стать генератором неких альтернатив. Меня интересовала богословская школа, основанная нашей эмиграцией. Однако, как выяснилось, эта школа не была чем-то совершенно новым, это скорее был ретроспективный взгляд на богословские проблемы современности. Но это не стало для меня разочарованием. Наоборот, это поменяло направление мысли в поисках свежего воздуха для моей духовной жизни. Если понимаешь, что был в чем-то неправ, то это не разочаровывает, но, напротив, рождает здоровую мотивацию к новым поискам, расширяет горизонты мыслительной деятельности.

Со времени начала моего обучения во Франции я приезжал домой, в Самару всего лишь два раза. Отчасти потому что студенты – люди не богатые, и ездить каждые каникулы в Россию достаточно дорого. Отчасти же потому, что я чувствую себя в нашей семинарии в маленьком городке Эпине-су-Сенар довольно уютно. Скучать не приходится. Конечно же, маме стараюсь звонить несколько раз в месяц. С друзьями общаюсь в социальных сетях или по Скайпу. Не со всеми конечно, только с самыми близкими. 

Честно говоря, на поддержание постоянных контактов мне не хватает времени. Я приехал, чтобы учиться и я дума, что все мои знакомые это понимают, поэтому никто не обижается, если я долго не могу ответить на сообщение. Некоторые из моих близких друзей так же покинули наш город и теперь живут в Европе. Другие приезжали погостить или были проездом в Париже. Поэтому, с самыми близкими друзьями у меня появляются возможности встречаться, хоть это случается и не так часто, как мне бы хотелось.
Франция – чудесная страна, во всех отношениях. Разные регионы имеют свои неповторимые оттенки повседневной жизни. Париж, конечно, город особенный. Он вмещает в себя многочисленные культурные деноминации, оставаясь при этом, однако, столицей с многовековой историей. Поэтому, есть люди, которые влюблены в него, но порой встречаются и те, на кого он не произвел глубокого впечатления. 

Для того, чтобы понять, как ты будешь себя ощущать, живя где-то  долгое время, нужно просто приехать и познакомиться с этим местом. Все города имеют свои плюсы и минусы. Роскошная культурная жизнь центра Парижа, сменяется эмигрантскими районами с повышенным уровнем преступности. И я этому являюсь свидетелем ежедневно. Латинский квартал днем, а вечером Лионский вокзал. Контраст поразительный. Седьмой округ Парижа и наш маленький Эпине. Впрочем, последний, довольно спокойный, по сравнению с некоторыми другими пригородами. Одним словом, нужно знать о проблемах страны и ее столицы, прежде чем решиться туда поехать на неопределенное время.   

Когда я жил Самаре, мне нравилось совершать прогулки по старому центру нашего города. Я учился в художественной школе, поэтому посещал самарский художественный музей, едва ли не каждые выходные. Во время учебы в семинарии и университете местом моих частых визитов стали филармония и театр оперы и балета. А когда было свободное время, мне нравилось читать на набережной, неподалеку от речного вокзала, несмотря на то, что сам я жил в Советском районе.

Два года назад, мне выпала возможность посетить Осло. Это замечательный, европейский город, который содержится в идеальном порядке. Несмотря на снежные зимы, на дорогах нет и намека на наледь или сугробы. Но, что самое удивительное, что Осло мне напомнило нашу Самару. В жилых районах почти такие же «сталинки», такие же тротуары как у нас в старом центре.

По приезде во Францию, мне не доводилось проводить много времени на прогулках и экскурсиях. Выучить язык страны было первостепенным делом. Поэтому знакомство со столицей началось спустя несколько месяцев изучения языка. Язык занимал большую часть моего свободного  времени. Конечно, это компенсировалось частыми походами в  кино, но опять же, все было ради языка.

Все-таки, самым первым и наиболее трудным шагом в сторону осуществления своих планов на учебу в иностранном университете я считаю овладение в достаточной мере языком страны, так же как и изучение ее истории и культуры, одним словом – интеграция в новое для тебя общество. Это постоянный процесс, поэтому тут не приходится говорить о том, осуществил ли я полностью этот шаг или нет. В первые месяцы обучения на философском факультете думаешь, что ты не знаешь ничего, в том числе и язык на котором преподают. Разумеется, это вызывает стресс, но через некоторое время все становится на свои места. По-крайней мере становится понятно, что ты не один такой. Во время написания первых контрольных, вопрос «Что Вы хотели этим сказать?» ставился преподавателем достаточно часто. Однако ко второму курсу многое меняется в лучшую сторону.

Когда я вспоминаю Самару, прежде всего я думаю о Волге, о масштабах волжского пейзажа, о красоте и природном богатстве самарского края. Однако и улицы старой Самары по-прежнему остаются в памяти как частица особенного, самарского настроения. Однажды осенью я сидел на скамье на площади Революции и мне представилось, что, быть может, в такой же солнечный осенний день как этот я буду сидеть в Люксембургском саду в Париже.  Так вот, два года спустя, я гулял по этому саду, и мне вспомнился тот самый день в Самаре. Тогда я подумал, что это было мое самое яркое воспоминание о Самаре.   источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий