суббота, 6 августа 2016 г.

Стоит ли переезжать в Индонезию

 The Village узнал, сложно ли пойти учиться, найти работу и создать бизнес на островах в океане.

Самое большое в мире островное государство, занимающее 13 тысяч островов в Индийском и Тихом океанах. Самые крупные — Ява и Суматра, самый известный у туристов — Бали. Помимо сёрфинга, коралловых рифов и джунглей, в Индонезии есть довольно развитая экономика: страна занимает 16-е место в мире по объёму ВВП. Это четвёртое в мире государство по численности населения, большая часть которого исповедует ислам (исключение — остров Бали с его индуистским большинством). Индонезия экспортирует промышленные товары, машины, нефть, газ и пальмовое масло, плантации которого занимают площадь, примерно равную размеру небольшого европейского государства.
Индонезия привлекает в основном тех россиян, которые хотят уехать от зимы в тропики. Некоторые из них не ограничиваются двухнедельным отдыхом, а остаются здесь на полгода и дольше. The Village узнал, каково учиться, работать и делать бизнес в этой стране.
Учёба
Местные вузы не занимают высоких строчек в международных рейтингах — лучшие находятся где-то в третьей сотне. Сюда стоит приезжать учиться, если хочется сменить обстановку и пожить на берегу океана. Тем, кому ещё нет 30, проще всего поступить на годичные программы в рамках проекта Darmasiswa, объединяющего более полусотни вузов по всей стране. Подавать заявку можно в консульство страны в конце года. К ней нужно приложить предыдущие аттестаты, в том числе IELTS или TOEFL. К участию допускаются неженатые люди со средним образованием и хорошим состоянием здоровья. В процессе обучения им ежемесячно выплачивают стипендию в 2 миллиона рупий (около 150 долларов).
Отели Индонезии:
Если вы решили поступить учиться вне программы, то нужно самостоятельно выбрать вуз и обратиться в консульство за получением студенческой визы. Её нужно будет продлевать ежегодно.

Амрита Бойченко, бывшая студентка ISI Denpasar: Программа, по которой я приехала учиться на Бали, — Darmasiswa. В ней может участвовать
гражданин любой страны, с которой Индонезия имеет дипломатические отношения. Для каждой страны есть квоты: раньше брали 12 студентов в год из Украины и вроде бы 18 — из России. Всё очень просто: подаёшь документы до конца февраля, и ответ приходит в начале мая. Смотрят на предыдущее образование и аттестат из школы. В дальнейшем студентам бесплатно оформляют годовую визу и платят стипендию около 150 долларов. На некоторых островах это хорошая зарплата для индонезийца. Жильё студентам не предоставляется, но его очень легко найти по цене от 70 долларов в месяц и выше.
Меня интересовала фотография или живопись — университетов с фотокафедрой в программе было три или четыре. В итоге я изучала фотографию на Бали, лекции были на индонезийском языке, так как мы учились вместе с балийскими студентами, но нам немного переводили. Постепенно втягиваешься и начинаешь понимать язык. В программе было много интересных практических занятий.
Из особенностей обучения: на Бали очень много церемоний, и часто занятия переносятся или вовсе отменяются. При этом ситуация на других мусульманских островах совсем иная: там в университетах существует дресс-код — нужно носить одежду с длинным рукавом и закрытую обувь.
Прелесть участия в программе заключается в том, что ты можешь остаться ещё на год, если договоришься с университетом о продлении обучения. После учёбы многие остаются здесь работать — в больших отелях есть вакансии для иностранцев. Я тоже осталась и живу здесь уже шесть лет, у меня свой спа-салон.

Работа
Самый распространённый вид работы для иностранцев в Индонезии — фриланс. Удалённые работники живут здесь по туристическим визам, периодически продлевая их. В прошлом году российские туристы получили право безвизового въезда в страну сроком на месяц, но без права продления. Если хочется пробыть здесь чуть дольше, лучше получить в аэропорту месячную визу по прилёте (Visa on Arrival) — её впоследствии можно продлить ещё на пару месяцев. Другой вариант — получить в Москве многократную визу на 60 дней, которую можно дважды продлить, и прожить здесь в общей сложности полгода.
Если хочется ещё задержаться, можно попробовать получить визу ограниченного пребывания на срок до двух лет. Она предназначена для работников, инвесторов, пенсионеров и тех, у кого есть местные родственники. Для получения визы необходимо одобрение заявки на её получение из Центрального директората иммиграции в Джакарте.
Если вы хотите работать в местной компании, то сначала надо заключить рабочий контракт. Часто россияне устраиваются в туристические фирмы и отели, зарабатывая от 100 до 1 000 долларов в месяц. В случае официального трудоустройства хлопоты по получению визы, как правило, берёт на себя работодатель.

Варвара Мошарова, сценарист: Я работала сценаристом, писала сценарии для детской телепередачи. Главное в моей работе — не торчать онлайн, а выполнить определённый объём заданий к дедлайну, прислать, а потом следить, не пришли ли правки. Так что постоянный интернет мне не был нужен. Но, в принципе, он есть везде, кроме Новой Гвинеи, там только в паре мест и очень медленный. А в гестхаусах и ресторанах можно разжиться относительно быстрым интернетом.
Я жила по туристической визе — её получаешь по прилёте на месяц, потом за небольшие деньги можно продлить на месяц, а потом ещё раз на месяц. На Бали это может стоить дороже, я делала на соседнем острове Ломбок в иммиграционном центре (там народу гораздо меньше, и бюрократии тоже, отдала им паспорт — вернули через пару дней с продлённой визой).
Жильё стоит сравнительно дорого (дороже, чем в Индии, например). На Бали я снимала сначала комнату за семь долларов, а вот на Суматре можно снять за пять долларов целый дом! Шикарный дом с кривой крышей (местная народность батаки считают, что там живут души умерших). Я просто влюбилась в Суматру! Ещё мне понравились острова Гили, их там три: Гили Эйр, Гили Траванган, Гили Мено. На Мено я не была, он считается островом молодожёнов. На Травангане — тусовки и наркотики, грязновато немного. Вот Гили Эйр — чудесный остров, тихий, его можно обойти за час, а посреди острова — болото с варанами. Дайвинг там прекрасный. Можно увидеть гигантскую манту — трёхметрового ската, ну и всяких тропических рыб и черепах полно. Путешествовать дешевле всего общественным транспортом, правда, в автобусах все курят и по соседству могут ехать куры и козы, но это чуть ли не в 100 раз дешевле, чем на такси.

Бизнес
Открыть бизнес на островах могут обладатели вида на жительство (KITAS), но в штат компании придётся обязательно взять индонезийца. Опрошенные The Village эксперты скептически отзывались о возможностях официального ведения бизнеса здесь: местных особенностей много, а уровень коррупции высок. Довольно часто россияне ведут здесь бизнес без образования юрлица, перепродавая в России местные товары.

Ян и Катя Аверкиевы, основатели бренда мебели Like Lodka: Like Lodka — мебельный бренд, создающий предметы мебели и декора из индонезийских лодок. Весь процесс производства — от сбора лодок с разных островов до создания готовой продукции — сосредоточен в Индонезии на острове Ява. Если остров Бали — это оплот туризма, то остров Ява — это оплот производства, поэтому, если вы мечтаете о собственном бизнесе, связанном с Индонезией (за исключением туристической индустрии), вам — на Яву.
Мы не создавали мебельную фабрику с нуля, мы нашли работающую мебельную фабрику, способную реализовать наши идеи. Какие трудности ждали нас на этом пути: во-первых, большинство яванцев не знают английского языка, в отличие от балийцев. Рекомендуем подучить индонезийский язык на базовом уровне и только потом отправляться в путь. Вторая особенность установления бизнес-контактов — неэффективность модели «я босс — ты подчинённый». В Индонезии никто никуда не спешит, и денежная стимуляция там не работает. Лучше всего, если вы установите дружеский контакт с вашими будущими партнёрами. Мы проехали больше 2 тысяч километров под палящим солнцем и проливным дождём, провели долгие часы за кофе и задушевными разговорами, прежде чем нашли нужную нам фабрику. Сейчас наш бизнес устроен так, что два раза в год мы отправляемся в Индонезию на два месяца для создания новой коллекции. Мы не живём там постоянно — и в этом наша гармония, так как мы одинаково сильно любим и Россию, и Индонезию! По нашему личному опыту, вести успешный бизнес в России, находясь в Индонезии, невозможно, но нам только 2,5 года. Возможно, пройдёт лет десять и мы сможем сказать обратное.
Поскольку каждый раз, отправляясь в Индонезию, мы планируем пробыть там около двух месяцев, мы делаем туристическую визу в Москве. Получить её очень легко, выдаётся она сразу на два месяца, с возможностью продления без выезда из страны (Индонезии) ещё на четыре месяца. Итого ты можешь пробыть безвыездно в стране полгода. Можно сделать туристическую визу на месяц и в посольстве Индонезии в Москве. Её можно продлить ещё на месяц, не выезжая из страны. Если вы будете жить и работать на Бали, то проблем с продлением нет. Но если вы будете жить на других островах и срок вашего пребывания будет больше месяца, то сделайте лучше сразу туристическую двухмесячную визу в Москве.
Иммиграционные офисы на других островах могут быть в отдалении от вашей локации, а для продления на месяц вам придётся съездить в него как минимум три раза с интервалом где-то в неделю. Также вы можете воспользоваться услугами визовых агентов в Индонезии, но там есть свои риски. Рабочую визу никогда себе не оформляли, так как это дорого и непросто и нам она не нужна. Но если вы планируете бизнес на территории Индонезии, рабочая виза обязательна. Она выгоднее финансово, так как не нужно каждые полгода вылетать из страны. Плюс ни у кого не будет соблазна сдать вас иммиграционной службе с последующей депортацией и закрытием въезда при её отсутствии.
Мы не регистрировали компанию в Индонезии. Открытие юрлица без участия индонезийца невозможно. Первый вариант — вам необходимо будет иметь несколько местных в штате, второй вариант — вы столкнётесь с таким понятием, как «банджар» — человек, который негласно является управляющим на отдельно взятой территории. В другие детали открытия юрлица мы не углублялись, но знаем, что в Индонезии довольно много компаний, которые за определённую плату помогут вам открыть бизнес.
Мы работаем по контракту с индонезийской фабрикой, так что местного юрлица у нас нет. Заключение международного контракта — вещь несложная. Если ваш бизнес будет связан с экспортом из Индонезии в Россию или любую другую страну, вам необходимо будет найти надёжную карго-компанию, так как именно она будет заниматься всеми экспортными документами. Она будет неким посредником между индонезийской компанией, с которой вы работаете, и транспортной компаний, которая будет осуществлять перевозку вашего груза.
На наш взгляд, вести бизнес в Индонезии не сложнее, чем в России. В Индонезии меньше бюрократии, но при этом есть национальный фактор, который имеет огромное значение. Плюс ко всему Индонезия (за исключением Бали) — это мусульманская страна. Если вы готовы учиться, быть терпеливым и действительно любите эту страну, стоит попробовать. В противном случае вы возненавидите индонезийцев за их медлительность, халатность и непонимание «европейских стандартов». И, конечно, конкуренция — на Бали она высокая! Практически весь турбизнес сосредоточен в руках австралийцев, европейцев и американцев. Здесь можно преуспеть, если у вас есть креативная голова, трудолюбивые руки и некоторый долларовый запас. Если вы боитесь конкуренции и финансы не так устойчивы, попробуйте организовать бизнес на других островах.
Стоит также иметь в виду: никогда не будет так, что ты наладил процесс и уехал в свою родную страну руководить удалённо. Как только ты уезжаешь на продолжительное время, у индонезийцев просыпается их творческая жилка. В каких-то ситуациях она работает тебе на руку, но в каких-то способна загубить всё дело. Выход: либо ты живёшь в Индонезии постоянно, либо регулярно приезжаешь в гости. Мы связали свою жизнь с Индонезией, так как невероятно сильно любим её! Если у вас не так, подумайте дважды: есть страны попроще.

Комментариев нет:

Отправить комментарий