воскресенье, 15 декабря 2013 г.

Русские в Коста Рике: кто, когда и почему приехал

   По словам Елены Польстер - учредителя единственного в Коста-Рике русскоязычного печатного издания «Русская газета» - проживающим в Коста-Рике русским достаточно сложно сохранять свой язык и культуру: в основном, это индивидуально, зависит от семьи.
Ниже, в рамках совместного с Фондом «Ока» проекта «Русская Латинская Америка», портал «Балтия» публикует интервью с Еленой Александровной, которая любезно согласилась ответить на вопросы редакции. Надеемся, что читателям в нашей холодной Эстонии будет интересно узнать о том, как живут русские в этой далёкой южноамериканской стране.
- Как известно в Коста-Рике проживает не так много русских. Возможно ли сохранить свою культуру, язык, национальную идентичность при таком небольшом проценте? Ведь сохранение русской культуры - это не только мероприятия, а и чтение книг на русском, регулярное общение на родном языке?
- В Коста-Рике проживает где-то от 3 до 5 тысяч русскоговорящих людей (точно никто не знает), кроме того около 1 тысячи выпускников, учившихся в советских и российских вузах. Но сохранить русскую культуру и язык, конечно, не просто. В основном, это индивидуально, зависит от семьи. Судя по утверждениям языковедов, основным носителем языка в семье является мать. Мужчины, как правило, забывают свой родной язык очень быстро, а если сами и не забывают, то не передают своим детям.
Но здесь в стране, слава богу, больше русских женщин, чем мужчин, и все – за небольших исключением – передали русский язык (в основном, устный) и русскую культуру (в основном, еду и праздники) - своим детям.


 
 

Трудности начинаются в третьем поколении, так как наши дети в подавляющем большинстве женятся и выходят замуж за костариканцев или за других иностранцев (немцев, американцев), но только не за русских – почему-то русские у них не в большом почете... И если этих внуков не воспитывает лично русская бабушка, то их научить русскому языку, конечно, очень трудно.
Иногда родители хотели бы водить их на уроки русского языка, но здесь пока, увы, нет русского культурного центра, и русский язык преподают лишь две-три соотечественницы, дают частные уроки довольно нерегулярно. До недавнего времени мы даже и не встречались, но с появлением «Русской газеты» и образованием нашей ассоциации «Центр русской культуры в Коста-Рике» мы стали чаще устраивать культурные мероприятия для всех соотечественников, да и посольство в последние два года начинает помогать финансами или предоставлением помещения.
- Как официальные власти страны относятся к деятельности русских организаций?
- Официальные власти никак к нашей деятельности не относятся, они её просто не замечают. Нам бы хотелось, чтобы наша культурная деятельность была более заметной, но пока она не достигла таких масштабов. Костариканцы о России почти ничего не знают и питаются баснями и предрассудками, находясь под сильным влиянием Голливуда. Здесь нет ни русского телевидения, ни русских фильмов в кино.
Кроме того, местные СМИ всю русскую тему вообще бойкотируют, они полностью сконцентрированы на американской тематике. Только печатают что-либо о России, когда появляется негативная информация, типа «обман на выборах». Похоже, для костариканских властей холодная война еще продолжается.
«Русская газета» - часто оказывается единственным печатным органом, сообщающим о важных событиях, таких как визит председателя Московской Госдумы в Коста-Рику и подписание соглашения о сотрудничестве между Москвой и Сан-Хосе... Но тираж нашей газеты такой маленький, что мало кто может её достать, хотя она и издается на двух языках: на русском и на испанском.
- Вы являетесь учредителем «Русской газеты». Газета – ваше основное дело?
- «Русская газета» - моё любимое и всепоглощающее занятие, но, к сожалению, не моя основная работа, так как приходится зарабатывать деньги – работаю учителем английского языка в средней школе. Хорошо, что фонд «Русский мир» нам дал грант в прошлом году и в этом, но он покрывает лишь затраты на типографию, а зарплат нам никто не платит, работаем «в общественном порядке». Но так как Ирина Боровик – наш редактор – вообще бедствует, без работы и без пенсии, то я ей ежемесячно плачу из своего кармана $ 200, дала бы больше, но не могу. Её помощь очень важна, так как высокий литературный стиль и ровный доброжелательный тон нашей газеты – её заслуга. Она также помогает упаковывать и отсылать газеты, следить за подпиской – у меня на всё это совершенно не хватает времени.
- Как осуществляется взаимодействие русской диаспоры с посольством России?
- Российское посольство нам очень помогает организовать общественную работу, приглашает нас на собрания, посоветовало нам создать Координационный совет – мы и понятия не имели, что это такое.



В советские времена тут действовал большой хороший культурный центр, но с распадом Советского Союза он закрылся. Только в последние два года мы начали снова активно налаживать общественную работу.
В данном случае, наши собственные чаяния и направление работы посольства совпало – нам было совершенно необходимо объединиться, и они нам в этом помогли. На крупные праздники посольство нас приглашает на приёмы в свою резиденцию, правда, не всех, а строго по списку, от 50 до 100 человек, а остальные, к сожалению, остаются за бортом и обижаются. Особенно украинцы, которых тут немало, может быть даже больше, чем россиян, но их в посольство не приглашают. Исключение – для Ирины Боровик, так как она – редактор нашей газеты и председатель ассоциации.
Происхождение наших соотечественников объясняется географией распределения костариканских студентов по университетам СССР, где они в большинстве своём переженились на местных девушках; так они – теплолюбивые существа, поэтому, естественно, их чаще посылали именно на Украину.
- Российские соотечественники в Коста-Рике, кто они в основной своей массе? Имеется в виду, по каким причинам оказались в Коста-Рике?
- Российские соотечественники впервые оказались в Коста-Рике (за редким исключением) начиная с 60-х годов, когда костариканские студенты стали возвращаться после окончания учебы и привозили с собой русских или украинских жен. Есть тут подруги и из Казахстана, из Киргизии, Армении, Грузии и других республик, но намного меньше. Это была первая волна – в основном, женщины. Были и мужчины, но очень мало, по пальцам руки пересчитать.
Вторая волна началась в связи с кризисом и распадом Советского Союза, тогда почти все наши соотечественницы начали приглашать в Коста-Рику своих родственников. Приехало немало людей – родителей, братьев, друзей и проч. Приезжали целыми семьями, опять-таки больше из Украины, где ситуация была более напряженной, многие – из Крыма. Этим здесь пришлось очень туго, так как у них были проблемы с разрешением на жительство (кое-кто и до сих пор живёт нелегально), с языком и, естественно, с работой.
Если женщины первой волны удачно устроились на работу по специальности (здесь хорошо признают наши дипломы) или жили при мужьях, то у второй волны ситуация уже было намного сложнее. Но постепенно все более или менее привыкли и наладили свою жизнь, возвращаться в Россию никто не хочет. Здесь слишком много преимуществ! Начиная с климата и проч.
Также сюда убегали и воры-мошенники, скрываясь от правосудия, уверена, многие живут и до сих пор припеваючи, но в посольство, естественно, не ходят. Потом сюда стали приезжать немало наших соотечественников из США и Канады, которым надоело там жить: трудно, нервно, холодно... Заработали деньги и переселились в теплое место, чтобы жить спокойно, многие еще не старые, начали тут свой бизнес, с опытом и с финансами, со знанием английского языка – намного более удачно, чем переселенцы из России.
Кроме того, с разрешением на жительство у них проблем нет, с американским или канадским паспортом здесь – им везде горячий прием. Своих детей определили в частные школы с английским языком. Но эти люди в основном поселились на побережье, где наших соотечественников почти нет, и живут оторванно от диаспоры.


А в последнее время, говорят (хотя пока не заметно), приезжает из России очень много молодых людей в поисках работы, некоторые – как служащие российских фирм, которые здесь открывают «call centers». Слышала, что российские фирмы им здесь платят плохо и не дают никаких страховок, так что они очень быстро увольняются и переходят на работу в американские фирмы. Дружат с американской молодежью, дружить с русскими «старичками» у них охоты нет.
- Известно, что в некоторых странах сплочённость русской диаспоры оставляет желать лучшего, значительная часть времени тратится на выяснение отношений. Кто главнее, как делить средства, поступающие из России на проведение мероприятий, и т.д. А как в этом отношении у вас?
- Сплоченность, к сожалению, нашей диаспоры везде очень низкая, такая уж особенность у россиян. Но вражды и склок у нас нет, в основном – ярко выраженное равнодушие. Однажды я даже специально задалась этим вопросом и сделала что-то вроде опроса общественного мнения в одном из первых номеров нашей газеты. Одна подруга (психолог) сказала, что поскольку раньше, в Советском Союзе, всех насильно сплачивали, заставляли ходить на собрания и заниматься неприятной общественной работой, то теперь, когда никто не заставляет, люди и не ходят, не интересуются, не участвуют...
Другой сказал, что просто некогда – надо своей работой заниматься. В общем-то оба правы, но думаю, скорее всего, второй ответ – более типичный. Так как люди стараются деньги зарабатывать, детей растить, бабушки здесь мало у кого есть, а влиятельных родственников нет ни у кого, поэтому ни времени, ни сил на общественную работу просто не остается. Еще другая причина – разбросанность поселения.
Люди живут не компактно, а распределены по четырем основным городам страны. Хотя и не очень далеко друг от друга, но и не так близко. Но есть надежда, что в ближайшее время основная масса женщин первой волны будет выходить на пенсию (всем уже за 50), так что появятся желающие устраивать детские праздники для своих внуков.
Насчет деления средств, у нас проблемы нет, так как средств нам почти не выделяют – какие-то крохи, в прошлом году, например, только хватило на новогодний праздник.

Хотя в начале года посол сказал, что денег выделено много, но потом почему-то их оказалось очень мало...
Но мы не заостряем, нам с посольством ссориться совсем не к чему.

А молодым и горячим обиженным членам нашего общества я «популярно» объясняю: такая уж у нас страна, всем известно, что стоит по коррупции на втором месте в мире после Китая... И если хоть что-то нам дают, и на том спасибо. Раньше вообще ничего не давали.
Надеюсь, что исчерпывающе ответила на все ваши вопросы. Если возникнут новые, задавайте!
Фото предоставлены Еленой Польстер

Информационная служба NewsRu.nl
http://www.newsru.nl/readarticle.php?article_id=650

1 комментарий: